Искусство ручной росписи ткани. Роспись по ткани: создаём шедевры

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.
Классическую индонезийскую палитру можно разделить на цвета с оттенком слоновой кости, все многообразие оттенков коричневого, и конечно же самый яркий цвет – синий.
Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.
В древности считалось, что одежда, украшенная росписью,
защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру пожалуй самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.
В переводе на японский, батик звучит как «рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. В этот век появляются разнообразные техники росписи тканей, например такие как – суримон (восковая набойка), кокэти – техника нанесения узоров по трафарету и т.д. Со временем технологии батика менялись и становились совершенней, уже к началу XIX века изготовление тканей и узоров достигает совершенства, в этот период происходит переход от ручной работы к штамповке.

Первыми европейцами , которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе.
На сегодняшний день именно немцы делают все возможное для популяризации и продвижения этого замечательного искусства.

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика.
Большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.
Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания.
Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Но не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно, это связано с постепенным спадом спроса на платья с асимметричным рисунком и шелковые шали с орнаментом в восточном стиле. Главным в то время считался именно изображенный символ,
а не технология его рисования.
Начало 70-х стало небольшим прорывом в развитии технологий окрашивания, это было обусловлено появлением нового поколения художников-текстильщиков, которые получали образование в Строгановском и Мухинском училищах, а вскоре и в текстильном или технологическом институтах. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране и росписи тканей в целом.

Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, сегодня радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам доход и удовольствие.

На сегодняшнем рынке есть не мало и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Так, например, также распространены акриловые краски для ткани.
Считается, что они впервые появились в 1950 году в Мексике , затем акриловые краски, эмали и лаки стали производить в соединенных штатах и странах Европы.

Роспись по ткани – удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда!

Роспись по ткани акриловыми красками позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Творческий процесс рисования на ткани настолько интересный и захватывающий, что может превратиться из обыкновенного увлечения в реальную бизнес-идею для создания дополнительного заработка. Рисовать акриловыми красками легко и интересно. Подробно разобраться во всех тонкостях росписи акриловыми красками поможет наша статья и представленные мастер-классы.

Начинающие часто думают: «Что будет, если я нарисую что-то не так, можно ли это исправить, если я пользуюсь акриловыми красками и использую определенные ткани?». Но волноваться не стоит. Исправить ошибки можно.

Лучшие краски для рисования на ткани и на предметах одежды – это акриловые красители, которые созданы на основе полимеров. Это означает, что красящий пигмент не проникает внутрь волокон, а как бы покрывает их защитной пленкой. Структура становится более плотной и теряет свою эластичность.

Изделия, покрытые красками для рисования по ткани, становятся красочными, яркими и неповторимыми. Кроме того, акриловое покрытие придает росписи водостойкий эффект.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

Для закрепления акриловой росписи применяют сушку при помощи слегка нагретого утюга.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

В магазинах для рукоделья и в художественных салонах можно найти готовые трафареты и шаблоны с цветочными орнаментами, фигурками животных, геометрическим принтами и многими другими изображениями.

Подготовительные работы

Перед тем как рисовать акриловыми красками по ткани, рекомендуется выбранную основу тщательно подготовить: погрузить на час в холодную воду и немного простирать. После полоскания в чистой воде ткань лучше всего просушить и после этого прогладить теплым утюгом.

Если материал тонкий, например батист или шелк, то его лучше растянуть на деревянной раме и оставить для полной просушки. Если принято решение декорировать предмет одежды, то лучше всего изолировать один слой от другого с помощью картонки или плотной бумаги.

На видео: как расписать ткань акриловыми красками.

Виды росписи акрилом

Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.

Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:

  • Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

  • Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

  • Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

  • Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

  • Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.

Даже самый простой вид росписи акрилом поможет значительно преобразить повседневные привычные предметы одежды или интерьера.

Тонкости техники росписи

При нанесении акриловых красок важно учесть некоторые правила:

  • Разведенная акриловая краска будет хуже окрашивать ткань, и чтобы покрытие не смылось при стирке изделия, рекомендуется применять фирменные настоящие разбавители.
  • Окрашивающую поверхность ткани или предмета одежды разделяют от рабочей поверхности стола или другого предмета непроницаемой прокладной пленкой или вощеной бумагой.
  • Чтобы понять, как покрасить ткань через трафарет или шаблон, можно представить обыкновенную детскую книжку — раскраску. Различие только в том, что при послойном нанесении акрила нужно подождать до полного высыхания предыдущего слоя.
  • Вначале на рисунок наносится светлый тон, а затем плавно переходят к более темным тонам.

Если выполнять роспись по ткани согласно этим несложным правилам, то можно получить акриловое покрытие, не смываемое даже после многократных стирок. Иногда достаточно посмотреть мастер-класс, и всё станет понятно.

Способы нанесения акриловых красок

Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:

  • Нанесение рисунков кистью.
  • Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
  • Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.

Мастер-классы по росписи одежды (2 видео)


Идеи для росписи по ткани (20 фото)












Сейчас роспись по ткани стала популярным видом хобби. Это настоящее искусство, благодаря которому можно придать одежде, обуви, текстилю и прочим изделиям оригинальность и красоту. Лучше всего делать рисунки акриловыми красками – они самые качественные и позволяют получить идеальный результат. Существуют разные техники росписи красками, с которыми следует ознакомиться рукодельницам.

Свойства и особенности акриловых красителей

Акрил для рисования – это один из видов , полимерный состав, не проникающий в волокна, а покрывающий их снаружи. Акриловые колеры выпускаются в богатой цветовой гамме, легко смешиваются между собой, позволяя получить уникальные оттенки. Поскольку такое окрашивание не боится влаги, его можно сделать даже на куртках, плащах, дождевиках, не говоря уже о джинсах, платках, сумках, футболках. Ручная покраска акрилом отлично смотрится на скатертях, панно. Не рекомендуется рисовать в домашних условиях на таких типах вещей:

  • нижнее белье – есть риск аллергии;
  • постельное белье – вследствие частых стирок оно быстро полиняет;
  • изделия, подвергающиеся химчистке, – из-за возможной порчи рисунка;
  • вещи для детей младшего возраста, посещающих детский сад – существует высокая опасность аллергии у малышей.

Акрил идеален для начинающих. Готовые полотна быстро сохнут, а цена красок невысока – есть возможность экспериментировать. Прочие свойства акриловых красителей таковы:

  • в составе нет вредных химических веществ – здесь присутствуют растительные или искусственные смолы, пигменты, вода, пластификаторы, связующие компоненты для однородности консистенции;
  • по текстуре краска напоминает темперу, которой пишут иконы, но намного быстрее сохнет и создает на поверхности защитную пленку (последняя так прочна, что вещи можно стирать в стиральной машине, сворачивать, долго хранить);
  • после нанесения краски на ткань ее волокна становятся плотнее, но данный участок материи утрачивает эластичность;
  • со временем качество акрила портится, поэтому использовать краски следует только в период нормального срока годности.

Акриловые колеры разводятся водой, но специалисты предпочитают применение особых растворителей. Такие вещества помогают сделать изображения глянцевыми, а при введении воды картинка станет матовой. Для фиксации красок лучше применять сухое тепло – проходиться по ткани утюгом. Приобрести колеры можно в художественных магазинах, там же есть дополнительное оборудование (кисти, палитры, шаблоны, трафареты).

Подходящая ткань

Колеры своими руками делать несложно. Важно подобрать пригодную для этого ткань, чтобы она соответствовала типу красителя. Выбор материи зависит и от техники расписывания вещей. Так, горячий батик предполагает применение натуральных тканей – хлопка, льна, шерсти, вискозы, джинсовой материи. Этот способ позволяет прокрасить только такие волокна, а искусственные останутся в исходном цвете. Поэтому смесовые материалы использовать не рекомендуется.

Маркировка «Silk» на краске

Если на колере стоит такое обозначение, то повышения жесткости ткани не отмечается, потому средство годится даже для тонкой материи. Можно применять подобные красители для шелка, шифона, батиста. Большинство перечисленных тканей хорошо реагирует на технику холодного батика.

Указатель «Textile» на краске

Подобные колеры годятся для твердых, плотных тканей – замши, кожи, материи для мебели. Для темного текстиля следует выбирать красители с соответствующей пометкой.

Виды росписи акриловыми красками

Красить следует только чистую ткань или вещь, поэтому до начала работы ее стирают, после тщательно высушивают, гладят. В некоторых техниках росписи требуется натянуть материал на специальную рамку (у рукодельниц она называется пяльцы), хотя можно сделать любое удобное приспособление самостоятельно. Ткань для работы раскладывают в хорошо освещенном месте, при этом зона для крашения должна быть в центре.

Горячий батик

Для горячей окраски раньше использовали натуральные красители – индийскую хну, чай, куркуму и даже марганцовку, но сейчас в продаже много более стойких, качественных колеров. Для горячего батика применяется расплавленный воск, что позволяет получить структурированные изображения с разными сочетаниями оттенков.

Смысл техники в том, что под воском после его снятия остается более светлый или темный рисунок либо и вовсе – белая картинка. Для нанесения воска применяют чантинг – инструмент, наносящий оригинальные восковые рисунки. На вид это малый сосуд с несколькими носиками и ручкой.

Для горячего батика следует вначале подготовить восковую смесь. Она реализуется в готовом виде или делается своими руками из сосновой смолы, парафина, пчелиного воска, жира, даммаровой смолы. Новичкам рекомендуется вначале попробовать нанести на ткань расплавленный воск от обычной свечи, чтобы потренироваться.

Порядок работы таков:

  • подготовить проект рисунка – нарисовать картинку на бумаге или распечатать на принтере;
  • перевести рисунок на ткань любым удобным способом (точечная техника, через кальку, копирку и т.д.);
  • места рисунка, которые надо оставить неокрашенными, смазать горячим воском, дать ему полностью высохнуть (пятно должно быть прозрачным и темным, но не белым и матовым);
  • залить ткань раствором красителя, выдержать нужное время;
  • снять воск;
  • если это нужно, покрыть уже окрашенные зоны новым воском, а светлое пятно покрасить иным цветом;
  • цикл повторять до получения нужных сочетаний (вплоть до черного цвета).

Удалять воск нужно при помощи бумаги и утюга, нагревая ткань и аккуратно отделяя вещество. Данная техника трудоемкая, поэтому лучше вначале посмотреть мастер-класс в интернете.

Отличие данной техники от «горячей» в том, что вместо воска используется специальное вещество, не пропускающее колер. Второе название холодного батика – резервирование, а составы именуются резервирующими.

Вначале рисунок обводят данным веществом, затем прочие участки ткани закрашиваются краской. Контуры не дают красителям затекать на изображение. После полного высыхания материи резервирующий состав удаляют. В итоге обеспечивается контрастное (витальное) окрашивание. Проще всего колеровать изделия в данной технике по готовым трафаретам.

Узелковый батик

Расписать ткань можно и в узелковой технике, в результате получаются неожиданные эффекты и оригинальные узоры. Они формируются благодаря маленьким узелкам, которые неравномерно прокрашиваются. Начинающим рукодельницам и художникам рекомендуется применять этот вид батика. Особенно удачными получаются платья, скатерти, салфетки, футболки.

Порядок работы такой:

  • сделать свободную роспись по фону (если это требуется);
  • высушить вещь, разложить по ней камешки, перевязать их нитками в узелки (согласно задумке);
  • всю ткань туго скрутить с 2 сторон, сложить в 2-3 слоя, еще раз обвязать нитками;
  • опустить в емкость с краской, выдержать нужное время;
  • достать, высушить изделие.

Техника шибори

Данный метод является разновидностью узелкового батика. Отличие только в том, что ткань складывается определенным образом, напоминающим оригами. Также методика предполагает использование дополнительных эффектов – посыпку соли, разбрызгивание спирта.

Свободная роспись

Техника напоминает обычное разрисовывание ткани акварелью или гуашью. На материи в результате может получиться настоящая картина или отдельные рисунки, детали. Здесь в полной мере проявляется талант художника, ведь по шаблону сделать роспись не получится. Чтобы краска не текла, предварительно ткань вымачивают в солевом растворе 2-3 часа. Для удачного прописывания оттенков допускается применение резервирующих составов. Если их нет, лучше заранее сделать грунтование ткани:

  • смешать поровну желатин, ПВА, крахмал;
  • нанести на ткань кистью;
  • подсушить, но не до конца;
  • приступать к работе.

Разновидностью свободной росписи является роспись сырая. Она дает эффект перетекания одного цвета в другой, придает ощущение воздушности. Рисование выполняют по мокрой ткани без применения трафаретной техники (без шаблонов). Можно не только выполнять мазки кистью, но и раздувать краску через соломинку для коктейля, после придавая каплям нужные очертания.

Роспись с применением аэрографа

Для такого метода окрашивания понадобится прибор для распыления краски – аэрограф. Меняя угол нанесения, можно получить разнообразные оттенки. Для использования аэрографии надо иметь определенные художественные навыки.

История появления техники батик

Батик насчитывает несколько сотен лет. Со временем техника усложнялась, совершенствовалась и в разных странах имела свои особенности. Родиной батика считается Индонезия, но впервые описание метода было сделано в Голландии в XVII веке. Очень древние образцы ткани обнаружены в Египте – они были выполнены примерно в V веке. Батик в древности был распространен в Японии, Китае и других странах Азии, а в средние века стал невероятно популярен у художников Европы.

Принты акриловыми красками – выполнение

Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.

Копирование рисунка с бумаги

Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.

Рисование по ткани от руки

Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.

Нанесение по трафарету

Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.

Трафаретная печать

Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.

Чтобы роспись на тканевой основе вышла на «отлично», стоит соблюдать ряд важных советов и рекомендаций:

  • приобретать только качественные краски в специализированных магазинах (слишком дешевые колеры могут быть подделкой);
  • обращать внимание на срок годности – он должен быть в норме;
  • знакомиться с составом красок – если они хорошие, то не содержат токсичных компонентов, тяжелых металлов, отсутствует неприятный запах;
  • перед росписью большого полотна сделать тест колеров на малом участке, оценить работу после полного высыхания краски;
  • для работы применять кисти с синтетическим ворсом, валики, спонжи;
  • каждый новый слой наносить после высыхания предыдущего;
  • через сутки фиксировать рисунок утюгом – гладить его не менее 5 минут;
  • качественные средства не расплываются на материи, стойкие, не разрушаются от воды после застывания.

Для стирки используют только неагрессивные ПАВ и воду с температурой до 35-40 градусов. Строго запрещено применение отбеливателей, которые разрушают краску. Небольшие изделия лучше стирать вручную, не отжимать, не выкручивать их, а аккуратно вешать на спинку стула для сушки.

Крупные вещи стирают в машинке, включая деликатный режим. При соблюдении этих несложных правил одежда или иные изделия прослужат долго без потери цвета и качества.

Роспись по ткани, так же как и по стеклу, на сегодняшний день является одним из наиболее популярных видов хобби. Этот увлекательный процесс позволяет не только реализовать свой художественный потенциал. Нанесение красками надписей и рисунков на одежду – это один из наиболее простых и наименее затратных способов вдохнуть в давно надоевшую вещь новую жизнь. Существует немало техник ручной росписи тканей, поэтому, решив начать расписывать детскую одежду, предметы гардероба взрослых членов семьи или однотонный домашний трикотаж, нужно изучить, что собой представляет каждая из них.

Виды техник росписи по ткани

Процесс нанесения на тканое полотно надписей и рисунков ручным способом с применением резервирующих жидкостей носит название «батик». На материал наносится соответствующий его виду краситель. Для предупреждения растекания краски на стыке красящих веществ используется особый закрепляющий состав, называемый резервирующим.


Выделяют следующие виды техники росписи по ткани: горячий и холодный батик, свободная роспись, в том числе с применением солевого раствора, шибори (сибори, складной батик), бандан (узелковый батик). Для этого вида искусства используются не обычные, а специальные краски. Разумеется, морилка, применяемая для обработки дерева, не годится для рисования на ткани. Для этой цели чаще всего применяются акриловые краски. Также это можно делать анилиновыми, светящимися и другими красителями.

Техника холодного батика

Рисовать на ткани под силу даже начинающему творцу. Главное – это знать технологию процесса и учитывать определенные тонкости.

При использовании каждой из существующих техник батика применяются определенные виды материй, красок и способы нанесения рисунков, орнаментов и надписей. Техника холодного батика считается европейской адаптацией классических методов росписи.

Необходимые материалы, краски, подходящие ткани

Рисовать на ткани с применением такой техники – это целое искусство, требующее особой аккуратности и тщательного подхода к работе над произведением, создающимся «в один слой». Для прорисовки контура рекомендуется применять готовые трафареты. Помимо трафарета понадобятся следующие инструменты:


  • пяльцы для росписи небольшого участка полотна или деревянная рама, если планируется задействовать большую площадь;
  • водорастворимый или исчезающий со временем карандаш для прорисовки контура;
  • специальная палочка, выполненная из стекла, для работы с резервирующей жидкостью;
  • кисти – тонкие понадобятся для прорисовки мельчайших деталей, широкие – для заполнения фона рисунка и создания градиентов;
  • утюг.

Акриловые краски

В данном случае используются анилиновые или акриловые краски. При этом следует учитывать, что красители на основе акрила классифицируются в зависимости от типа окрашиваемой ткани. В качестве резервирующей жидкости используется специальное вещество, которое можно приготовить своими руками в домашних условиях или приобрести в магазине. Как правило, применяется густой (резиновый) и жидкий (на основе бензина) резервирующий состав. Он может быть как цветным, так и бесцветным.

Процесс нанесения рисунка и его закрепления на материале

Расписать платье или платок данным способом можно, соблюдая следующую последовательность действий:


  1. Растянуть выстиранное полотно на раме или пяльцах.
  2. Карандашом нарисовать эскиз будущего рисунка. Изображение можно сделать самостоятельно или перерисовать с понравившегося фото.
  3. Тонкой кистью, смоченной в резервирующей жидкости, проработать основные линии рисунка. Главная задача при этом – не допустить пустот в обводке, иначе краска, нанесенная впоследствии, растечется, испортив изделие.
  4. Непосредственное окрашивание. Нанося краситель, не следует бояться использовать несколько красок для одной ячейки. При таком подходе получатся красивые цветовые переходы. Наносить краску можно от руки, по трафарету или с помощью трафаретной печати. Трафаретная печать предназначена для создания сложных композиций.
  5. Тщательно просушить изделие.
  6. Поместить высохшую вещь в горячую воду и прогладить утюгом. Такая мера позволит лучше зафиксировать рисунок.

Горячий батик

Функцию резерва в батике, который называется горячим, выполняет расплавленный воск. Этот метод росписи на ткани в применении менее трудоемок, чем предыдущий способ. Он не требует повышенной аккуратности, а работа занимает меньше времени. Чтобы расписать платок или платье в этой технике, для нанесения расплавленного воска потребуются специальные инструменты.

Материалы, краски, ткань

Для работы в этой технике помимо эскиза будущего рисунка понадобится чантинг, представляющий собой небольшой медный резервуар с несколькими носиками и ручкой. Восковую смесь можно купить или приготовить самостоятельно из сосновой или даммаровой смолы, парафина, пчелиного воска.


Чантинг и кисточки с воском

В работе следует использовать краски на основе анилина и акрила. Однако новичкам рекомендуется выбирать последний тип красителей. Анилиновые краски больше подходят опытным мастерам. С помощью этого способа можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, льняные, шерстяные ткани.

Порядок работы

Чтобы нанести на платье, футболку или палантин рисунок этим способом, нужно:


  1. Натянуть выстиранное и высушенное изделие на раму или пяльца.
  2. Перевести на полотно рисунок.
  3. Участки, которые по задумке не подлежат окрашиванию, с помощью чантинга обработать расплавленным воском и дать ему полностью высохнуть.
  4. Залить материю красителем.
  5. После полного высыхания краски удалить воск. Для этого на окрашенную область нужно положить лист бумаги и прогладить его. После этого заменить его новым и повторить манипуляцию. Делать это следует до полного исчезновения воска.
  6. При необходимости окрашенные участки покрыть новым слоем воска, а светлое пятно покрасить другим цветом. Цикл необходимо повторять до тех пор, пока не получится необходимое сочетание оттенков.

Свободная роспись


Этот способ росписи дает полет фантазии, т. к. не предполагает применения каких-либо шаблонов. Каждое творение, созданное таким образом, уникально. Использовать этот метод рекомендуется опытным мастерам. Его можно сочетать с горячим и холодным батиком.

Лучшим материалом для свободной росписи считается тонкий шелк. Однако не возбраняется экспериментировать и с другими материями. Выбор ткани зависит от особенностей исполнения композиции и типа окрашивающего средства. При сочетании свободной росписи с горячим батиком рекомендуется использовать полотна, способные выдерживать высокие температуры. При применении этого способа чаще всего используются анилиновые (нередко с загустителями) и масляные краски с растворителями.


Свободная роспись с применением солевого раствора

Существует также свободная роспись с применением солевого раствора. Суть этой методики состоит в том, что полотно пропитывают водным раствором соли и после высыхания расписывают или эту процедуру осуществляют красками из основных красителей, в которые добавлен солевой раствор. Такая мера предупреждает растекание краски и дает возможность выполнять работу свободными мазками, регулируя форму и степень насыщенности цвета.

Узелковая техника и шибори


Роспись в технике узелкового батика

Чтобы сделать рисунок узелковым батиком или шибори, не нужно прибегать к помощи резерва. Первый метод заключается в завязывании узелков, из которых впоследствии на полотне формируется какая-либо однотонная или цветная композиция. Второй способ, у которого есть японские корни, обладает некоторым сходством с искусством оригами и предполагает складывание окрашиваемой ткани в несколько слоев. Материю складывают, чтобы получить симметричный рисунок.

Особенности росписи ткани акриловыми красками

При работе с акриловыми красками необходимо учитывать следующие моменты:


  • Разводить специальными растворителями. При разведении красителя водой снижаются его адгезионные свойства.
  • Для защиты рабочей зоны под окрашиваемую ткань подкладывать полиэтилен или клеенку.
  • Отдавать предпочтение кистям с синтетическим ворсом.
  • Последующие слои краски наносить только после полного высыхания предыдущих.
  • Фиксировать краситель с помощью утюга не раньше чем через 1 сутки после окрашивания ткани.
  • Светлые тона краски наносить в первую очередь. Каждый последующий слой должен быть темнее предыдущего.


Набивка рисунка на ткань

Суть этой методики, которую на Руси называли кубовой набойкой, заключается в нанесении оттиска на полотно с помощью деревянной или пластмассовой формы (штампа). При этом используются акриловые краски. Штампы можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Многие мастера применяют для этих целей сырой картофель. Процедура включает следующие этапы:


  1. Губкой нанести на штамп разведенную (при необходимости) краску. Ее не должно быть как слишком мало, так и слишком много, иначе отпечаток будет очень бледным или она растечется за границы узора.
  2. Прикладывая усилия, плотно прижать форму к ткани. Для лучшего отпечатывания узора на полотне рекомендуется воспользоваться резиновым молотком.
  3. После того как окрашивающее вещество полностью высохнет, зафиксировать его с помощью утюга. Для этого рекомендуется прогладить окрашенное полотно с изнаночной стороны.