«Чернышевская» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».
Станция открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» - «Площадь Ленина». Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная». Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, это привело к разительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.
Дата открытия: 1 июня 1958
Проектное название: «Кирочная»
Тип: пилонная, с укороченным центральным залом
Глубина заложения: м ~ 70
Архитекторы: А. В. Жук, С. Г. Майофис
Архитекторы вестибюлей: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова
Выход к улицам: проспект Чернышевского
Работающие операторы сотовой связи на станции метро «Чернышевская»: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ЧН
Наземный павильон станции «Чернышевская» выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде.
Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами. На месте вестибюля существовала Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона.
Вестибюль станции «Чернышевская» украшен рельефом с портретом Н. Г. Чернышевского.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в северном торце станции. На «Чернышевской», как и на «Площади Ленина» установлены одинаковые, по состоянию на время установки самые высокие в мире эскалаторы (высота подъема 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень - петля длиной 290 метров).
Ст.м. «Чернышевская» - пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ~ 70 м). Первоначально планировался проект станции закрытого типа. Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене и в мире.
Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции метро «Площадь Ленина»).
Подземный зал «Чернышевской» сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.
Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и безликой хрущевской архитектуре.
Так, например, в отделке можно одновременно встретить такие малосовместимые материалы как мрамор и кафельная плитка. На всей подземной станции использовано закарнизное освещение, это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Главным украшением станции являются серебристые вентиляционные решетки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.
На путевых стенах перронного зала станции метро «Чернышевская» плитка двух цветов: снизу - чёрного, сверху - белого, также использованы карнизы из того же серого мрамора. На стенах установлены декоративные решётки оригинального рисунка.
В 2003–2004 годах кафельная плитка была полностью заменена новым слоем, дав станции более аккуратный вид.
Интересные факты о станции метро «Чернышевского»:
- Перегон к станции «Площадь Ленина» явился первым, пройденным под Невой. Ни один прибор не может дать стопроцентную гарантию, что на этом участке дна реки нет впадины. По этой причине в целях безопасности все подводные пути питерского метро проходятся кессонным способом.
- Первая станция Петербургского метрополитена, решётки на путевых стенах которой были выполнены нестандартными.
Приняла первых пассажиров осенью 1958 года. Открылась она на перегоне между станциями "Площадь Восстания" и на уже действовавшем к тому времени участке первой линии Ленинградского метро. Перегон, на котором расположена станция метро "Чернышевская", вошёл в историю отечественного метростроения как один из самых сложных и глубоких участков. Трудности, которые пришлось здесь преодолеть метростроевцам, были беспрецедентными. А инженерный и строительный опыт впоследствии оказался бесценным для воплощения в жизнь других проектов.
Метро "Чернышевская" на карте города
Основная сложность в строительстве перегона в направлении правобережной части города заключалось в необходимости преодоления водного препятствия. Тоннель под Невой строился кессонным способом, это обеспечивало безопасность работ и надёжность возводимых инженерных сооружений. К сдаче в эксплуатацию станции метро "Чернышевская" приступили только после того, как была решена основная инженерная задача - обеспечено стабильное функционирование всего участка, проходящего под Невой. Все последующие тоннели Ленинградского метрополитена, проходящие под речным дном, строились по аналогичной технологии. В конструктивном отношении станция метро "Чернышевская" представляет собой пилонное трёхсводчатое сооружение глубокого залегания. До декабря 2011 года, когда была сдана в эксплуатацию станция "Адмиралтейская" Фрунзенско-Приморской линиии, она оставалась самой глубокой станцией в городе. Центральный зал "Чернышевской" сокращён по осевой линии по сравнению со стандартной длиной. Архитектурный облик станции отличается строгостью линий и лаконичностью форм.
Обусловлено это тем обстоятельством, что возводилась она в период, известный в советской истории и культуре, как "Борьба с архитектурными излишествами". В декоративной отделке интерьеров преобладают мрамор и гранит светло-серой и тёмной гаммы. Тематической концепцией дизайна станции революционная борьба русских демократов девятнадцатого века. Соответственно, название задано проходящим поблизости проспектом Чернышевского. Но тематическое наполнение было сведено к минимуму начавшейся борьбой с излишествами. Его следы можно заметить лишь в орнаментах декоративных решёток вентиляции и в вестибюле, украшенном рельефным портретом Чернышевского.
Исторический Питер, метро "Чернышевская"
Не будет большим преувеличением сказать, что "Чернышевская" давно уже стала одной из своеобразных городских достопримечательностей. Это обусловлено её удачным расположением среди характерных питерских исторических кварталов. Они не сильно изменились с девятнадцатого века. Коренные петербуржцы и гости северной столицы с большой симпатией относятся к этому району, где в изобилии расположились кафе, рестораны, кинотеатры и прочие заведения культурно-досугового профиля. И путь сюда традиционно лежит через вестибюль метро "Чернышевская".
В. П. Шувалова
сотовой связи:
«Черныше́вская» - станция Петербургского метрополитена . Входит в состав Кировско-Выборгской линии , расположена между станциями «Площадь Восстания » и «Площадь Ленина ».
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса .
Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и функциональной хрущёвской архитектуре.
На всей подземной станции использовано закарнизное освещение. Это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Путевые стены облицованы кафельной плиткой. Украшением станции можно посчитать лишь серебристые вентиляционные решётки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.
Перронные залы
На путевых стенах перронных залов плитка двух цветов: снизу - чёрного, сверху - белого, также использованы карнизы из серого мрамора. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки.
В 2003-2004 годах кафельная плитка на путевых стенах была полностью заменена, что придало станции более аккуратный вид.
Чернышевская 01.JPG
Центральный зал
Chernyshevskaya metrostation-Platform.JPG
Платформа станции
Чернышевская 03.JPG
Название на путевой стене
Особенности проекта и станции
Наземный транспорт
Автобусные маршруты
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
22 | Пл. Восстания / Маяковская | улица Стасовой | Двинская улица |
46 | Чёрная речка | Вязаский переулок | Таллинская улица |
105 | - | Пискарёвка |
Отрывок, характеризующий Чернышевская (станция метро)Несмотря на то волнение, в котором она находилась, несмотря на одно желание поскорее увидать брата и на досаду за то, что в эту минуту, когда ей одного хочется – увидать его, – ее занимают и притворно хвалят ее племянника, княжна замечала все, что делалось вокруг нее, и чувствовала необходимость на время подчиниться этому новому порядку, в который она вступала. Она знала, что все это необходимо, и ей было это трудно, но она не досадовала на них.– Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню, – вы не знаете ее, княжна? Княжна повернулась к ней и, стараясь затушить поднявшееся в ее душе враждебное чувство к этой девушке, поцеловала ее. Но ей становилось тяжело оттого, что настроение всех окружающих было так далеко от того, что было в ее душе. – Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем. – Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна? У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей. Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече. Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней. На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи. Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече. – Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату. Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает. – Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже. Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками. Княжна Марья поняла все. Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила: – Но как его рана? Вообще в каком он положении? – Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа. Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами. – Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья. Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна. – Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал. – Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна. – Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что… Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его. |