Резьба по дереву – это широкое понятие, охватывающее любой вид работы, связанный с превращением куска дерева в эстетический объект при помощи специального инструмента. Резьба по дереву практически всегда относится к эстетике, и редко несет какое-либо функциональное значение, хотя, в некоторых случаях, она может быть и функциональной, как, например, в случаях изготовления мебели ручной работы, специальных приспособлений или облицовочных панелей. Резьба по дереву имеет историю длиною в тысячи лет, и следы этого искусства можно найти практически в любом уголке нашей планеты.
По сравнению с другими типами искусства, такими, например, как каменные скульптуры, древние примеры резьбы по дереву представлены не так широко, т.к. с течением времени древесина гораздо быстрее портится и разрушается. Некоторые интересные экземпляры появились в древнем Египте. Это, например, красивые декоративные деревянные панели с вырезанными на них рисунками и надписями, или знаменитые саркофаги мумий, обнаруженные в различных гробницах. Особенно интересный экземпляр столярного мастерства, возрастом около 6 000 лет, был найден в Египте. Это саркофаг, который был сделан из древесины платана и украшен бронзой, эбеновым деревом, горным хрусталем и кварцем.
Христианство способствовало новому витку в развитии резьбы по дереву, и образцы этого времени хорошо сохранились и до наших дней, а их основная масса приходится на период 500 – 1500 лет до н.э. Примеры резьбы этой эпохи часто иллюстрируют Христа и образы других святых. В те времена для церквей изготавливались деревянные декоративные панели с красивой резьбой, рассказывающей о жизни и смерти Христа. Примерно в это же время, в Японии буддизм переживал свой подъем и дал развитие резьбе по дереву. Были выработаны особые стили резки, что привело к созданию множества разнообразных деревянных скульптур Будды.
Одной из наиболее простых форм резьбы по дереву является обстругивание, заключающееся в удалении лишних частей деревянного предмета простым ножом. Чаще всего, для обстругивания используются мягкие породы дерева, т.к. обычный нож может не справиться с резкой древесины твердых пород. Как правило, обстругивание – это вид хобби, увлечения, но оно может принимать и более серьезные формы и производить красивые объекты искусства. Некоторые мастера обстругивания производят очень красивые предметы из дерева. Особенно хорошо получаются трости и различные деревянные игрушки и безделушки. Основным отличием обстругивания от других форм резьбы по дереву является то, что в нем используется обычный нож, а не стамеска или какой-либо другой профессиональный инструмент.
В резьбе по дереву может использоваться множество различных инструментов, и мастера с большим трепетом относятся к своим долото и стамескам. Каждый тип инструмента имеет свой размер и форму, позволяя деревообработчику выполнять свою работу с высокой точностью. Киянка используется для увеличения силы воздействия режущего инструмента на твердые породы дерева, а для жесткой фиксации обрабатываемой заготовки, на верстаке устанавливаются специальные тиски . Основной набор инструментов включает в себя: стамеску, представляющую из себя мощное лезвие с прямой кромкой, и используемую для нанесения разметки и выравнивания плоских участков на деревянной заготовке; полукруглое долото, имеющее форму изогнутого лезвия, и применяемое для выполнения закруглений и вырезки углублений; трехгранное долото, являющееся по сути стамеской для более глубокой резки; V-образное лезвие для нанесения контуров; и нож для резки по дереву, применяемый в мелких работах разного характера.
В Древней Руси, как и во многих других странах мира, дерево было очень доступным и широко используемым материалом. Художественная резьба по дереву - один из видов народного промысла и декоративно-прикладного творчества, уходящего корнями далеко в Средние века.
История художественной резьбы по дереву
В России в далекие времена художественную резьбу по дереву именовали резным делом. Тогда оно заключалось в основном в резьбе по плоской поверхности (зубчики, косицы, киотцы, желобки, звёздочки и т. д.).
Издавна травяные узоры изображались в византийском стиле. А с 16 века уже появились травяные украшения, навеянные работами итальянских мастеров.
Начиная со второй половины 17 столетия в России появилась уже фигурная резьба, позаимствованная у немецких умельцев. В это время мастера резного дела начали пользоваться в своей работе новыми инструментами и немецкими терминами. В резьбе появились карнизы, кронштейны, фрамуги и т. п. Умельцы начали выполнять резьбы по германским эскизам и образцам. Готовые изделия часто расписывались в яркие цвета, а иногда покрывались даже сусальным золотом.
Развитие резного дела
Испокон веков при постройках жилище украшали различными оберегами - символами покровительства всех святых, которые способны защитить от стихийных бедствий и злых духов, принести хороший урожай, здоровье и достаток в семью.
Несколько позже резьбу стали применять для украшения мебели, домашней утвари и самого жилища. А с появлением современных инструментов усовершенствовались техника и качество резьбы. Появились мастера, выполняющие различные картины из дерева: от изображения ликов святых (иконы) до бытовых сцен и пейзажей, а также деревянные статуэтки и скульптуры.
Современная резьба по дереву
Сейчас художественная резьба по дереву не имеет четкого разделения на виды, так как в одном изделии возможно сочетание различных типов.
Резьбу можно классифицировать на подвиды:
- сквозная (она делится в свою очередь на прорезную и пропильную);
- глухая (все виды плоскорельефной, а также рельефной и плосковыемчатой);
- скульптурная (другое название - объемная);
- домовая (в ней могут сочетаться все три вышеуказанных вида).
Особенности резьбы по дереву
Успешный и красивый результат в этом виде работ во многом зависит от выбора изготовителя резных изделий. Ведь художественная резьба по дереву - это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий от резчика соблюдения технологий деревообработки, подбора высококачественных материалов для заготовок и покрытий, определенного уровня мастерства и множества других факторов. Именно поэтому к вопросу выбора опытного и надежного изготовителя резной продукции следует подойти очень ответственно.
От мастера требуется объёмное видение фигуры, чувство перспективы, сохранение пропорций, он должен быть художником и скульптором в одном лице. Такие высококлассные мастера трудятся в художественной мастерской «Ярославский иконостас», уже много лет занимающейся изготовлением художественных резных изделий. Здесь также используются высокоточные программируемые станки, которые позволяют вырезать объемные изделия любой сложности и воплощать в дереве самые изысканные пожелания заказчика.
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.
Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.
Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).
Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.
В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.
С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».
Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.
Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».
Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).
В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.
25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Объемная резьба
Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.
Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».
Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».
Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.
Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.
Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.
Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.
На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.
Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.
Прорезная или пропильная резьба
Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.
Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.
Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Стр. 1. Введение 2 2. Материал 3 3. Оборудование, инструмент и приспособления 8 4. Виды резьбы и техника ее выполнения 10 5. Виды орнамента 21 6. Техника безопасности 24 7. Заключение 25 8. Литература 26
1. Введение
Резьба подереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях.Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусстваи применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий иархитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметовдекоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.
Резные работыпо дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русскийкрестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние изимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.
Древнейшееискусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла впоследнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакиеискусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева.Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.
Попав в рукиистинного мастера, дерево приобретало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища икорабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искусство художественнойобработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурныепамятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит кискусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы,звери, которые, по свидетельству летописи, казалось, обладали жизнью. Русскиемастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией,отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждойработе - от величественного храма до деревянной игрушки - создавать подлинныепроизведения искусства.
2. Материал
Для резьбы по деревуиспользуют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит отназначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из лиственных породдеревьев часто для резьбы применяет липу . Древесина липы легко и чисторежется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердостилипу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограниченомелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируетсяпод другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной длявсех видов работ.
Прекрасный материал длярезьбы – древесина березы . Она тверже липы и ольхи и режется труднее, нокачество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Еенедостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность ккороблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях.Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и другихизделий.
Для резьбы на мелкихизделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины .
Дуб издавна применяли для крупныхдекоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубусложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться,но очень выразительна и декоративна.
Древесина бука потвердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна.Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяютбук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха –наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всехнаправлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу.Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют приизготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы всочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малыхформ и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшимматериалом.
Для мелких изделий,украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню , черешню и т.д.
Из хвойных пород длярезьбы применяют древесину сосны , ели , кедра , тиса .Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Этарезьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и позднейдревесины хвойных пород не затрудняет работу.
Ель режется легче сосны,но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется длярезьбы.
Для резьбынеобходимо применять высококачественную древесину,
2.1. Подготовкаматериала
Заготовку древесины длярезных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движениесоков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения еегрибками и насекомыми.
Доски, предназначенныедля резных работ, высушивают до влажности 8-10 %, следя за тем, чтобы необразовалось трещин и коробления.
Доски, предназначенныедля резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках,затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.
Широкие заготовкиполучают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. Приэтом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоеву них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков спротивоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижаетхудожественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями получаютбруски разных оттенков.
Перед резьбой поверхностьзаготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют,так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстрозатупят инструмент
2.2. Сушка древесины
Любая древесина оченьчутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство являетсяодним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легковбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает икоробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушитьтвердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие />/>/>/>/>/>кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами.Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры еезаполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескиваетсясначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболоньстесывают топором и смазывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесинадовольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.
Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходящий по размерамчан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят впротопленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв еезаслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но иприобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
Вываривание в масле . Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле,олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле,очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.
Вываривание в соляномрастворе ускоряет сушку небольших кусковтвердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливаютнасыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этотспособ особенно приемлем для древесины твердых пород.
Сушкой готовых изделий в песке можнодобиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слойчистого речного песка, укладывают изделие и засыпают новым слоем песка. Приэтом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышкиставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальнымрасстоянием емкости по отношению к огню.
Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за нескольконедель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, котороевбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку />/>/>/>/>/>/>/>/>вынимали и досушивали при комнатнойтемпературе.
Сушка на цементном илибетонном полуоснована на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу.Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2-3 часапереворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала кцементному полу.
Применяется также сушкав навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.
Естественный вид сушки -атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом ина сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специальноустроенный навес.
При сушке на солнцевнешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой.Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.
После атмосферной сушкипри теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20 %. Заготовки, предназначенныедля внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение идосушить.
При сушке изделий оченьчасто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины - этовставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дереваиз той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далекоот сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыханияклея место соединения строгают и зачищают рубанком. Мелкие трещины обычнозаделываются замазкой на основе опилок.
3. Инструменты
Для успешной работырезчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующиеинструменты и приспособления.
Для работы резчиковнеобходимо сухое светлое помещение с постоянными температурой и влажностьювоздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащениерабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. Приизготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Дляизделий большого размера подходит верстак.
Верстак или стол ставяттак, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение - естественное, безпрямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить издвух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.
В мастерской необходимодин столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточныйстанок и стол для заточки и правки инструмента.
Для резьбы по деревуприменяют различной формы, долота или стамески.
Прямые стамески с шириной полотна 3-30 ммиспользуют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяютв контурной резьбе.
Косые стамески , называемые также резаками,являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Онииспользуются как при выполнении черновой работы (срезание древесины полнымлезвием), так и при зачистке резьбы кончиком ножа. Желательно иметь нескольконожей с разной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.
Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может бытьразличной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также длярезания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефнойрезьбе.
Полукруглые стамески
с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:
Отлогие с большимрадиусом кривизны;
Средние илиполукруглые;
Крутые с малымрадиусом кривизны
Это основной инструментпри выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяютлишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяютпри выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол50-70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, нопрофиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружокполукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлическиестержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек.Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.
Кроме основного режущегоинструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент,инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту такжеотносятся:
Киянки для ударапо ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;
Коловорот илидрель с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе ивысверливания глубоких мест в рельефной;
Лобзик и пилкидля выпиливания фона в прорезной резьбе.
Кроме этого, резчикуможет понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу:рубанок, фуганок, цикли и др.
4.Виды резьбы и техника ее выполнения
Существующие виды резьбы по дереву можно подразделить нагруппы. Основные из них следующие:
Плосковыемчатая,или углубленная;
Плоскорельефная;
Рельефная;
Прорезная, илиажурная;
Скульптурная, илиобъемная;
Домовая(корабельная).
Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку итехнике выполнения на разновидности.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фономявляется плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различнойформы углубления - выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисункаплосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Плосковыемчатая резьба, вкоторой орнамент углублен в толщу заготовки незначительно, а фон остаетсяплоским, нетронутым, называется геометрической . Плосковыемчатая резьба,в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заготовки,называется контурной резьбой.
Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбыпо дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различныхкомбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразныхэлементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярениз-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых приработе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальныхзнаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы являетсянебольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.
Геометрическая резьбасостоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемыхножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Двугранные выемки прямолинейнойили криволинейной формы различной ширины и глубины считаются самыми простымиэлементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположенныхвертикально или под углом, создается узор, получивший название лесенки.
Трехгранные выемки (треугольники)получили наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемкимогут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.
Четырехгранные выемки различнойформы в геометрической резьбе делают квадратными, прямоугольными илиромбическими.
Скобчатые порезки-лунки выполняюткак ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.
Трехгранные выемки криволинейнойформы являются наиболее сложными по выполнению элементами геометрическойрезьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.
Комбинируя основныеэлементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальныхкомпозиций.
Техника выполнениягеометрической резьбы
Небольшие по размеруизделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальномприспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следуетрезать по слою, в направлении естественного роста и развития волокондревесины. В этом случае поверхность изделия получается гладкой и блестящей.При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверхностьполучается шероховатой, матовой.
Выполнение резьбы состоитиз двух этапов: надрезания и подрезания.
При надрезании нож-косячокзажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклономвправо.
При подрезании положениеножа в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону иделают подрезку уже надрезанного контура.
Выемки поперек волокондревесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят остриемлезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклономк себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погруженииострия резачка />/>/>/>/>/>в древесину пятка косячка должна быть выше поверх,ности заготовки. В конце прорези пятку косячка погружают в древесину или,наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке.Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальнойплоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезатьлинию, ограничивающую орнамент.
При резьбе наклонныхграней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть впределах 30-40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими иневыразительными, при меньшем наклоне - слишком резкими.
/>/>/> Точно так же производится резьбалевых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постояннымнажимом на резец.
Торцовые грани выемокподрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехграннойсоломки должны отделяться сами или от дуновения резчика. Если стружка где-либоне отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует отдиратьстружку пальцами или выламывать ее ножом.
Выемки вдоль волокондревесины требуют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее,потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянноудерживать на прямой линии. Это требует внимания и твердости руки, а такжетщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древесины режут вразных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легкопрорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контуравыполняют косячком и полукруглой стамеской, профиль которой долженсоответствовать дуге окружности. Стамеску ставят вертикально на линию дуги окружности.Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2-3 мм. Таким образом,делают надрезы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперекволокон. Затем косячком срезают грани к основанию надреза так же, как приподрезке уголков. Грани получаются плоскими.
При резьбе лунок суглублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез посредней линии, а затем соответствующей по размеру и профилю стамескойподрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобырезать по слою древесины: нижние грани - движением к себе сверху вниз, аверхние - движением от себя снизу вверх.
При резьбе лунок в виденоготков подбирают полукруглую стамеску соответствующего размера. Стамескуберут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращаястамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате отзаготовки отскакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка сполукруглыми краями.
Этими же приемами,располагая порезки в шахматном порядке, выполняют узор чешуйки, распространенныйв геометрической резьбе.
Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкойизображаемых фигур резко выраженной линией-выемкой. Ширина и глубина такихлиний чаще остается одинаковой на всем протяжении рисунка, но может именяться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используютглавным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птици т. д.
Техника выполненияконтурной резьбы
В композициях контурнойрезьбы используют разнообразные линии, которые образует контурная канавка.Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают вкулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, помогаядвижению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.
Однако, несмотря напростоту рисунка и отсутствие рельефа, техника контурной резьбы требуетбольшого внимания, свободного владения инструментом.
В большинстве случаевконтурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать дажеокружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплоховсе-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.
Рисунок наносят как начистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную или окрашенную. Частоповерхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, апотом по ней вырезают рисунок.
Резьба косой стамеской(косячком). Линии, расположенные поперек волокон,режут острием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклономкосячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии,расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, взависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончиккосячка как бы рисует кривую линию.
Резьба полукруглымистамесками. Длярезьбы применяют полукруглые стамески: крутую, среднюю и отлогую. Сначалакрутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят вначало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески скривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую стамеску.
Иногда при контурнойрезьбе надрез контура с внутренней стороны выполняют круто, а подрезку с внешнейстороны - полого. Это делает рисунок более выразительным.
Техника контурной резьбытребует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом ивысокого художественного вкуса.
Плоскорельефная резьба - это резьба с невысоким условнымрельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.
Плоскорельефная резьбаявляется переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Свое название онаполучила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, нетолько обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзиюрельефа. Этот вид резьбы дает резчику возможность выполнять различныекомпозиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.
Плоскорельефная резьбаимеет несколько разновидностей:
Резьба сзаоваленными контурами;
Резьба сподушечным фоном;
Резьба сподобранным (выбранным) фоном.
Резьба с заоваленнымиконтурами , как иконтурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемкирежутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).
Резьба с подушечнымфоном . В некоторых случаях фон заоваливаюттак, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу- заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду иназначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьбас выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбевыбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровнойплоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.
Плоскорельефную резьбувыполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению кфону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьбапочти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разнойвысоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельефназывается вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.
Рельефная резьба имеетследующие подвиды:
барельефная резьба - резьба с низким рельефом; узорвыступает над фоном незначительно, характер рельефа - силуэтный.
горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игрусветотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины,это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формыизображения.
Техника выполнениярельефной резьбы
Рельефная резьба требуетот исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инструментыдля резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило,рельефную резьбу выполняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижнои поворачивают только в крайних случаях.
Несмотря на большоеразнообразие методов и приемов обработки поверхности при рельефной резьбе, порядокее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапамивыполнения рельефной резьбы являются:
Нанесение рисункапри помощи копировальной бумаги;
Надрез и подрезкаконтура орнамента;
Выявление формрельефа орнамента;
Зачистка фона;
Выявление мелкогорельефа орнамента;
Чеканка фона.
Нанесение рисунка припомощи копировальной бумаги
Рисунок (шаблон)изготавливают в натуральную величину, переводят на кальку, а с кальки черезкопировальную бумагу - на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во времяработы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.
При выполнении сложногорельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепитьрельеф из пластилина. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнеепочувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.
Надрез и подрезкаконтура орнамента. Надрезпроизводят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для надрезанияпрямых линий применяют косячок, для надрезания криволинейных - полукруглуюстамеску соответствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняютв сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками.Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручкиладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.
/>/>/>/>/> При относительно большой глубинефона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. Втаких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимомна стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линиинадреза были чистыми и плавными.
При выполнениигорельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лезвиеставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяякиянкой по ручке стамески, обрубают контур. Главное в этой работе - точнорассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужнуюглубину.
Прорезная резьба . Прорезной называется резьба, у которой элементыизображения связаны между собой, а фон удален. Иногда рельефную прорезнуюрезьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Прорезная резьба можетвыполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так ив технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом илиножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты иузоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также ипри других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбуприклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной, илинаклейной.
Техника выполненияпрорезной резьбы
На заготовке высверливаютотверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимаютфаски. Самый простой и удобный инструмент, применяемый в прорезной резьбе, -электролобзик.
Скульптурная(объемная) резьба - это художественнообработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основномотделенная от фона. В отличие от одностороннего изображения объекта вплоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматриваетсясо всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчикатребуется опыт, художественное чутье, набор различных инструментов. Приступатьк скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.
Скульптурная резьбаслужила для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев икресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурамифантастических животных, птиц. К этому виду резьбы относится и современнаястанковая скульптура, выполненная из дерева.
При выполнениискульптурной резьбы различают 4 этапа:
- />/>изготовление модели скульптуры изглины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);
Разметказаготовки с необходимым припуском на обработку;
Обруб основныхформ;
Проработкарельефа и деталей скульптуры.
Скульптурная резьба - этокропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его заточкой иправкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин ихзаделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят защитные покрытия.
Домовая резьба - это крупномасштабная резьба, выполненная с помощьютопора, пилы и долота. Как правило, домовая резьба применяется для украшенияпостроек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, чторезные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеруи технике выполнения домовая резьба бывает:
Рельефной - такойрезьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшалифронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлисьрастительные орнаменты;
Прорезной(пропильной) - такой ажурной резьбой, выполненной с помощью лобзика, украшалифронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.
Объемной - такойрезьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую частькорабля, а позже - гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбыявляется так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхнейчасти туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.
Перед началом выполнениядомовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.
Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторыхэлементов украшения требуются широкие доски, нередко имеющие недостатки. Так,при высыхании или увлажнении доски часто сильно коробятся, растрескиваются истановятся непригодными для дальнейшего использования. Получить нужную ширинузаготовки можно путем склеивания нескольких узких досок в щит нужного размера.
Для этого берут строганыедоски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой стороне, гдебудет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так,чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и неснизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.
Качество прифуговкипроверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговкикромок должна быть достаточно высокой, в противном случае в месте склейки щитможет дать трещины.
Прифугованные заготовкизакладывают в струбцины, проверяют правильность раскладки по торцам, порисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимаютвинтами. Для получения заготовок большого сечения доски склеивают пластями.
Склеенные щитыпосле высыхания тщательно выстругивают и зачищают рубанком с двойной железкойили фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовывают, так как при шлифовке крошкиабразивного порошка застревают в порах древесины и сильно затупляютинструмент.
5. Виды орнамента
Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому припостроении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).
Орнамент не можетсуществовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненностьконструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а такжеприродной красоте материала.
Орнамент возник изподражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного наборамотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке:стилизации или гиперболизации.
Каждая национальнаякультура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можноопределить, к какому времени и к какой стране относится то или иноепроизведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русскогомозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов являетсятак называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент,ремней, стеблей растений и цветов.
Известно многоразновидностей орнамента.
По характеру композиции ирасположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:
- />/>/>/>/>ленточным - в виде прямой иликриволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурныйрисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
Сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
Замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба,треугольника).
Основные мотивы ворнаменте
По используемым мотиваморнамент может быть:
Геометрическим -из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломаннойпод прямым углом линии называется меандром;
Растительным - изстилизованных растительных форм;
Зооморфным - изстилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;
Геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;
Гротескным - изфантастических сочетаний декоративных мотивов;
Комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительныхмотивов (арабески) и др.).
Геометрическийорнамент можетсостоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачейпри выполнении геометрического орнамента является подбор гармоничных сочетанийдревесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построениигеометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы риторическихповторов одного или нескольких элементов (раппорт).
При создании орнаментаследует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явитсязатем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой,композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненныечасти, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработкехарактера деталей, определяют степень их контраста и прием образования этогоконтраста.
Наиболее характернойчертой построения орнамента является контраст, представляющий собой разницумежду смежными элементами. Достигается он разностью цвета, тона илисопоставлением различной формы элементов. />/>/>/>/>/>
При выполнении орнамента из квадратови окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнездапо внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, прицелнаправление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона.После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты ивставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или спомощью циркуля.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Выполнение геометрического орнамента из прямых иокруглых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полосдолжно совпадать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотноприлегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.
Привыполнениегеометрического орнамента в кругесначала из фонового шпона вырезаюткруг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно,а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеиваютдве половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а вних врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученнуюзвезду вставляют в фоновый шпон (в круг).
Выполнение сетчатогоорнамента требуетбольшой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпониз пород древесины контрастных цветов.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги насветлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезаяэлементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направлениеволокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок.Это облегчает обработку поверхности набора (шлифование) после приклеиванияего к основе.
Стилизованный растительныйорнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому. Нередкогеометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами.Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапазон, поэтомурастительный орнамент может быть самым разнообразным по характеру композиции.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>При выполнении растительного орнамента необходимоправильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбратьтехнические приемы изготовления элементов.
6. Техника безопасности при работе с древесиной
Обработку древесиныследует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжнойвентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельнымпокрытием.
Ввиду большой остротыинструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях,сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остротыинструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.
При работе с красителями,протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так каккрасители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.
Электронагревательныеприборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту ииметь теплоизоляционный кожух.
7. Заключение
В нашей стране существуетмного видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжаетсовершенствоваться, развиваться.
Декоративно–прикладноеискусство – это обширная область искусств, которая служит художественномуформированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрениюв нее эстетического и идейно–образного начала. Благодаря соединению техники,технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством иискусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.
В представленной выше курсовойработе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемахих выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованиюдревесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современныеприспособления и материалы.
8.Литература
Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.
Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.
Для славянских народов был характерен культ природы. Люди жили в небезопасном для них мире и поклонялись природе, ища у неё защиты от невзгод. Пожалуй на поклонении природе и на поиске средств защиты от враждебных природных сил и возникло … декоративное искусство, в том числе резьба по дереву.
Декоративное искусство и церковь С приходом христианства на Русь началось строительство церквей и для их украшений использовали скульптурные изображения святых. Также в церквях использовались и резные иконы. Искусство декоративных украшений было востребовано прежде всего церковью.
Официальное признание творчества народных мастеров Официальное признание творчества народных мастеров произошло 21 марта 1722 года Указом Синода. Правда произошло это не совсем обычно. Указ Синода гласил: «… в храмах многая не исправность обретается – а именно: резные, истёсанные, издолбленные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны …, а дерзают их неотёсанные невежды и вместо сообразных святых зерцаем мы лица образов безобразные, на которые смотреть гадко и противно. И потому Синод принуждён запретить сие.»
Развитие искусства резьбы в XVIII веке В XVIII веке началось массовое развитие деревянной скульптуры. В городах и сёлах многочисленные ремесленники, мастера резьбы по дереву, исполняли украшения не только для церквей, царских хором и дворцов, но и домов простых жителей. Искусство резьбы в эти времена было широко востребовано и быстро развивалось. Появились первые ремесленные школы, где обучали резьбе. Придворный поэт Симеон Полоцкий воспевал в своих виршах произведения резной скульптуры «острым хитро златом изваянных».
Искусство украшения в быту Искусство украшения было востребовано и в быту. Хозяева украшали и обустраивали своё жилище в соответствии со своими вкусами. Каждый вносил что-то своё. Часто на воротах или наличниках вырезали рисунок солнца. Солнце на Руси являлось символом жизни, радости, счастья, благополучия. Фасады домов украшали резными наличниками, карнизами.
Украшение резьбой орудий производства Трудно представить себе крестьянскую избу без обязательного рабочего инструмента – прялки. Этот предмет, символизирующий рукоделие, всегда почитали на Руси и с особой любовью украшали резьбой. Прялка становилась настоящим украшением для избы: если она не занята, её вещают на стену.
Украшение резьбой кухонной утвари Где-то в углу на стене обязательно должен висеть деревянный ковшик. Разве могли наши предки обойтись без него. Он был одним из самых распространённых предметов утвари. И наши предки не упускали возможности украсить его. Например делали его в форме водоплавающих птиц (уток, гусей, лебедей). Не забывали отделать резьбой и ручку ковша.
Украшение резьбой предметов быта Резьбой украшали и многие другие предметы быта. Так например, всё, что девушка наткёт и нашьёт к свадьбе (а русская девушка должна была готовить всё сама), складывали в сундуки и короба. Их, конечно же, делали из дерева. Покрывали их самой разнообразной резьбой, ведь поверхность такого изделия позволяла русскому умельцу проявить в полной мере свою фантазию.
Вальки Искусной резьбой по дереву украшали и приспособления для стирки белья – вальки. При этом наиболее часто на них вырезали изображения берегинь (русалок) с изогнутыми хвостами. Наверное, это было связано с тем, что пользовались вальком при стирке в близости к воде.
Первые резные игрушки Видимо, в те же далёкие времена стали делать и первые резные игрушки: фигурки животных, птиц, людей. Сохранилась например игрушка, представляющая собой уточку на колёсиках. Словом, благодаря фантазии и мастерству какого-то умельца дети получили свои первые настоящие игрушки. Да и кого и сегодня не порадует сувенирчик, вырезанный из дерева.
С развитием Русского государства развивалось и искусство резьбы по дереву. Если первоначально каждый человек делал всё для себя, то в дальнейшем началась специализация в каком-то одном виде ремесла. Постепенно обособлялась и такая область ремесла, как резьба по дереву. Резчиков по дереву очень ценили. Можно с полной уверенность сказать, что резчики и живописцы, вышивальщицы и ювелиры создавали русское искусство. Без них не было бы самобытных, неповторимых творений, украшавших и украшающих нашу жизнь.