Гостиный двор. Большой гостиный двор Первые гостиные дворы

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

Гостиные дворы издавна являются неотъемлемыми атрибутами крупных русских городов. Но что такое «гостиный двор» и почему он так называется? Прежде всего, напомним, что старорусское слово «гость» имело значение отличное от современного. Гость – это купец, продавец, торговец.

В здании гостиного двора находились не только лавки с различными товарами, но и помещения для их хранения, таможня, трактиры, постоялые дворы, гостиницы, отделения банков, кофейни, развлекательные заведения.

До сегодняшнего для в Санкт-Петербурге дошло несколько Гостиных дворов:

  • Новый, расположенный на Васильевском острове;
  • Апраксин двор и Никольские ряды на Садовой улице;
  • Большой Гостиный двор - считается наиболее знаменитым.

Первый Гостиный двор Петербурга

Первые Гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города. Один из них находился на Троицкой площади, примерно там, где сейчас – Государственный музей политической истории России. Это здание было деревянным и полностью сгорело в 1710 г. Но уже в 1712-13 гг вместо него построили двухэтажное строение, крытое черепицей. На первом этаже были устроены лавки, на втором – хранилища товаров. Также на территории Гостиного двора размещались здание Ратуши, таможня, биржа, «аукционная камера». В 1737 г. торговля в этом комплексе была прекращена и его стали использовать как склад военной амуниции.

Гостиные дворы Петербурга в XVIII-XIX веках

В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. После приняли решение строить такие комплексы из камня.

Архитектор Доменико Трезини приступает к строительству большого каменного торгового двора на Васильевском острове в 1722 г. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и звался Портовым. Розничных лавок там не было, ибо торговля в нем носила оптовый характер. До наших дней от его корпусов дошла часть проема наружной галереи.

После пожара, который произошел в 1780 г. и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском, на Садовой улице возвели Апраксин двор и Никольские ряды. В начале XIX века были построены Новый гостиный двор на Васильевском острове. Ныне в его стенах располагается один из факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

В середине XIX века построили торговый комплекс Пассаж. Его основа – сквозная галерея, соединяющая Невский проспект с Итальянской улицей и перекрытая крышей из стекла. Кроме магазинов и банков здесь открылись гостиницы, кофейни, бильярдные, панорамы, различные мастерские, музеи: восковых фигур и анатомический.

Большой Гостиный двор

В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой – зодчего Жана-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Большой Гостиный Двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществленная в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Гостиный двор и Пассаж по-прежнему остаются не только основными торговыми центрами, но и одними из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его главной улицы – Невского проспекта.

В главном антикварном смотре на Ильинке, 4, примут участие около 200 российских галерей

Организатор мероприятия - компания «Экспопарк выставочные проекты» - разработала для этого Салона особое экспозиционное решение. В Гостином Дворе появятся «улицы» антиквариата, ювелирного искусства, винтажа и квартал «Арт&Дизайн».

Центральное место на Салоне займут галереи «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Времена», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А. Э. Лелянова», «Антикварные сезоны», Антикварная галерея «Петербург». Здесь будут представлены полотна Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере.


Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представит на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». В экспозиции более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов. Отдельная часть экспозиции расскажет о коллекционировании европейского искусства.


Особое место на Салоне займут галереи, подготовившие тематические экспозиции. Так, старейшая антикварная галерея «Петербург» представит шедевры русской живописи середины XIX - первой трети XX века из 20 знаковых произведений. В центре экспозиции - живописное полотно «Натурщица», созданное Ильей Репиным в 1920-е годы. Для этой картины позировала Мери (Марианна) Хлопушина, которая в то время поселилась недалеко от усадьбы Репина Пенаты и на протяжении нескольких лет была моделью художника. В произведениях позднего периода творчества Репина, к которым относится «Натурщица», особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

На стенде галереи «Антикварные сезоны» развернется экспозиция «Классика на века». В нее вошли произведения выдающихся русских художников XIX–XX веков: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Ивана Вельца, Александра Гине, Николая Дубовского, отражающие сюжеты отечественной истории, а также воспевающие красоту русской природы.

Галерея «Русский модерн» рассказывает на своем стенде о путешествиях художников, произведения которых были созданы в период конца XIX - первой половины XX века, как, например, жанровая сценка «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов или парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

В центре тематической выставки «Русский стиль», подготовленной Галереей «Альтруист», разместятся посвященные истории Древней Руси пять монументальных декоративных панно, созданные Михаилом Яковлевым в 1913 году, после окончания Строгановского и Тенишевского училищ. Произведения относятся к раннему периоду творчества мастера.

«Женщины в искусстве и искусство женщин» - так называется экспозиция Галереи «Веллум». На стенде будут представлены как образы женщин - «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина и «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, так и живописные произведения известных художниц: Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

«Галерея Валентина Рябова» выставит великолепный пейзаж Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года из серии «Огни Парижа». Другая картина из той же серии - «Париж. Ночное кафе» 1929 года - войдет в экспозицию выставки Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД).

Рисунки Наталии Гончаровой - эскизы костюма испанки 1920–40-х годов и вечернего платья «Иерофанта», 1920–30-х годов - покажет галерея «Элизиум». После эмиграции во Францию художница создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли.

«Галерея Форма» представляет персональную экспозицию советского художника-реалиста Владимира Токарева, выпускника Ростовского художественного училища и Института им. И. Е. Репина.

Впервые на Антикварном Салоне отдельный квартал «Арт&Дизайн» будет посвящен новейшему искусству и коллекционному дизайну. В нем участвуют такие известные галереи, как: «Эритаж», «Арт-Бокс/Е.К.Арт-Бюро», «Тираж 1/1» PA Gallery. Здесь же разместятся представительства российских дизайнеров: Ольги Солдатовой, Анастасии Панибратовой и Марии Романовой.

Организаторы 45-го Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу, в которую вошли: юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», дискуссия от школы Masters и Public Talk дизайнера Марии Романовой.

Обычные (без льгот) билеты на Салон стоят 500 рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА 45-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

27 ноября 2019 года. 12:00–16:00. Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» Организаторы: Ассоциация «Национальные ювелирные бренды России», Фонд развития ювелирного искусства России.

27 ноября 2019 года. 17:00–19:00. Public Talk «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка».

28 ноября 2019 года. 12:00–15:00. Юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей». В рамках форума предполагается обсудить правоприменительную практику закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также актуальные вопросы реализации законодательства об авторском праве, включая право следования и исключительные права. Организатор: Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

28 ноября 2019 года. 18:00–19:30 Лекция «Трехликие Троицы: история парадокса». Лектор: Сергей Зотов - культуролог, стипендиат университета Гумбольдтов (Берлин), лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии». На лекции Сергей Зотов расскажет о том, какой была иконографическая цензура в Новое время и сравнит российскую ситуацию с западной на примере двух уникальных работ - духовной картины фламандской школы конца XV века и русской иконы конца XVIII века. Сегодня, спустя много веков, эти произведения наконец входят в историю искусства не как курьезы или диковинки, но как шедевры своей эпохи, наравне с более известными памятниками живописи.

30 ноября 2019 года. 14:00–16:00 Дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях». Организатор: школа Masters.

30 ноября 2019 года.17:00–18:00 Презентация издания «Открытые письма Общины св. Евгении». Издательский дом «Крепостновъ» (3 тома). Издание презентуют: Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России, вице-президент Союза коллекционеров России, кандидат исторических наук, и Александр Сенкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей Москвы. Организатор: Союз филателистов России.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор - его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет - всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки - все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

Двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Путеводитель по архитектурным стилям

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов - итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции - Нодар Канчели - архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект - самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка , будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что... ...Гостиный двор - родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник - первый день после Пасхи.
...так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, называют улицей с самым большим количеством колонн.
...московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее.

Гостиный двор на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Гостином дворе?

Гостиный двор в Петербурге - это не только станция метро и величественное здание универмага, занимающее целый квартал. Первые гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города, разрушались и строились на протяжении трёхвековой истории Северной столицы. До наших дней сохранилось несколько таких торговых зданий. Рассказываем, что непременно нужно знать о гостиных дворах каждому петербуржцу.

Первый Гостиный двор


Первый Гостиный двор сразу после основания города. Находился он на бывшей Троицкой площади, примерно на том месте, где сейчас находится Государственный музей политической истории России. В 1710 году деревянный рынок, располагавшийся здесь, полностью сгорел. Уже в 1712–1713 годах на его месте был построен первый двухэтажный мазанковый, крытый черепицей Гостиный двор. Внутри на первом этаже располагались лавки, а второй использовали для хранения товаров. Кроме того, на территории Гостиного двора находились деревянное здание Ратуши, биржа, таможня и аукционная камера. В 1737 году торговля в Гостином дворе была прекращена, его стали использовать как склад для хранения военной амуниции.

Портовый двор на Васильевском острове


В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. Тогда приняли решение строить такие комплексы из камня. Первый каменный торговый двор был построен архитектором Доменико Трезини на Васильевском острове в 1722 году. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и назывался Портовым. Розничных лавок там не было, так как торговля в нём носила оптовый характер. По существу это были обширные складские помещения, занимающие целый квартал. В начале 1910-х годов их разобрали, а освободившуюся территорию застроили. Случайно уцелела лишь крохотная часть Старого Гостиного двора. В наши дни это дом № 1 по Тифлисской улице. Здание в настоящее время занимает библиотечный фонд Библиотеки Академии наук.

Новый Гостиный двор на Васильевском острове


В начале XIX века на Васильевском острове Джакомо Кваренги построил ещё один двухэтажный Гостиный двор с большой аркадной галереей. В XIX - начале XX века этот Гостиный двор использовался в основном для торгово-технических целей, преимущественно в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года, который располагается здесь и поныне вместе с философским факультетом и Медицинским колледжем СПбГУ.

Апраксин двор





После пожара, который произошёл в 1780 году и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском проспекте, на Садовой улице возвели Щукин и Апраксин дворы и Никольские ряды. К середине XIX века в Щукином и Апраксином дворах была сосредоточена почти вся букинистическая торговля Петербурга. По указу Николая I в 1833 году Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. На 24 деревянных линиях торговали тканями и галантереей, кожевенными товарами и мебелью, обувью и хозяйственными товарами. После пожара 1862 года началась плановая застройка территории. Основные корпуса торгового двора были возведены в 1870–1880-х годах. Построенный комплекс имел не только торговое, но и развлекательное и культурное назначение, а кроме того, он хорошо вписывался в архитектуру города.

Перед Первой мировой войной по оптовому товарообороту рынок стал одним из самых больших в Европе. После революции некоторые корпуса остались бесхозными и в них разместились склады. В советские годы Апраксин двор был крупным центром комиссионной торговли. В настоящее время здесь расположено более 50 корпусов.

Никольские ряды


Никольские торговые ряды были построены в 1789 году на участке земли по Садовой улице между Фонтанкой и речкой Кривушей. Это место сочли удобным из-за близости двух водных транспортных артерий: Екатерининского и Крюкова каналов. Сначала рынок назвали Очаковским, поскольку его строительство было завершено в один день со взятием турецкой крепости Очаков русскими войсками под руководством А. В. Суворова. Здание было возведено на средства купеческого общества, то есть был частным. Первый этаж предназначался для торговых помещений, во втором размещались конторы и склады. Объединялись все торговые помещения открытой галереей первого этажа.

В 1825 году Никольский рынок пострадал от пожара, но его быстро восстановили. В 1880-х годах с Сенного рынка на Никольский перенесли «Обжорный ряд». Здесь за 12–15 деревянными столами под навесом питались сезонные рабочие: каменщики, плотники, маляры, штукатуры. После 1917 года в здании Никольского рынка разместилось производственно-промышленное объединение по изготовлению эмалированной посуды, в послевоенное время - «Металлопосуда». Сейчас здание бывших торговых рядов находится в запустении.

Гостиный (Мытный) двор

Когда народонаселение на Адмиралтейской стороне стало возрастать и торговля стала сосредоточиваться здесь, каменный Гостиный (Мытный) двор был возведён архитекторами Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербелем в 1719 году на берегу реки Мойки, у нынешнего Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.

Малый Гостиный двор


Здание Малого Гостиного двора находится между Гостиным двором, Университетом экономики и финансов и Центральными железнодорожными кассами, в одном квартале с зданием Городской столичной думы. Оно было построено в 1790-х годах архитектором Джакомо Кваренги с тем же силуэтом, что и Большой Гостиный двор. Торговля здесь велась как в розницу, так и оптом. Комплекс имел свою специализацию: в этом здании было размещено множество мебельных магазинов. Торговля велась только в светлое время суток, был запрет на использование свечей, связанный с противопожарной безопасностью здания.

В 1860 и в 1880 году корпуса здания были перестроены, но свои функции комплекс сохранял вплоть до революции, а после прихода новой власти в здании разместился учебный комбинат, который готовил специалистов книжной торговли. Впоследствии в здании находился библиотечный техникум. После войны в здании находились городская художественная школа и художественно-производственные мастерские Театра драмы и комедии. Позднее в здании дополнительно разместились различные учреждения, кафе, ночные клубы и бары, прославившие «барную» Думскую улицу.

Большой Гостиный двор





В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой - зодчего Жан-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785-м.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Каждая сторона здания, оформленного неправильным четырёхугольником, представляла собой двухъярусную аркаду, опоясанную гранитными ступенями. По сторонам строения располагались линии, что и давали названия каждой стороне. Вдоль Невского проспекта пролегала Суконная линия, здесь торговали парфюмерией, галантереей и книгами. Вдоль нынешних улиц Перинной и Ломоносова проходили Большая и Малая Суровские линии, где горожанам предлагали приобрести неотделанные ткани, вдоль Садовой раскинулась Зеркальная линия с зеркалами, ювелирными изделиями и предметами роскоши.

Большой Гостиный двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществлённая в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Фото: excava.ru, photoprogulki.narod.ru, petro-barocco.ru, kudago.com, visit-petersburg.ru, cityspb.ru, livejournal.com, expert.ru, cs605518.vk.me, ok-inform.ru, citywalls, kommersant.ru, citywalls.ru, wikimapia.org, geometria.ru, hellopiter.ru, etoretro.ru, 2do2go.ru, ilovepetersburg.ru