Мольберт: виды, решения и конструкции, чертежи, изготовление, нюансы. Мольберты Как сделать из штатива мольберт

Мольберты-хлопушки

Талантливым любителям искусства, регулярно посвящающим свое личное время рисованию, известно, что для повышения комфорта и удобства совершать созидательный процесс лучше не на весу, а на специальном приспособлении, мольберте. Профессиональные его модели принято покупать в определенных магазинах, а вот простые варианты, небольшого размера, так называемые хлопушки, легко можно изготовить самостоятельно. Мольберт своими руками - хороший вариант, подходящий как для тех, кто только начинает творить, так и для тех, кто уже смог преуспеть на этом поприще.

Первый этап, или С чего начать

Чтобы сделать мольберт своими руками, вам понадобится первоначальный чертеж или схема, которой необходимо будет руководствоваться в процессе сборки. Если вы не являетесь профессиональным плотником, то не стремитесь прибегать к сложным схемам.

Простые модели не менее функциональны, зато часто выигрывают за счет практичности. Их легко использовать, собирать и разбирать, а также при необходимости перевозить с места на место. Перед тем как сделать мольберт своими руками, необходима предварительная подготовка каждой деревянной детали. С этой целью обычно применяется наждачная бумага, она придает дереву законченный внешний вид и делает поверхность более безопасной. После чего понадобится составить перечень материалов и инструментов, которые будут задействованы для изготовления мольберта. В зависимости от модели, такой список может незначительно отличаться. В целом мольберт, своими руками выполняемый, потребует от вас закупки следующих компонентов: минимум два деревянных бруса; элементы крепления, саморезы и болты; лист фанеры; инструмент для осуществления работ. Это может быть лобзик или дрель.

Определяем размеры

Мольберт, своими руками созданный, в минимальном варианте будет состоять из четырех брусков и листа фанеры. Приобрести деревянные элементы можно на любом простом рынке. Если вы не можете определиться с подходящими размерами, используйте классический вариант.

Оптимальной является высота бруса порядка двух метров, толщина фанерного листа порядка трех миллиметров, а его размер сто на шестьдесят сантиметров.

Основной процесс

Определитесь с высотой мольберта, от правильного подбора данной характеристики зависит комфорт вашей работы. Помните, что рисовать можно как сидя, так и стоя. От того, каким образом будет осуществляться данный процесс, зависит многое. Как только будет определена высота, от деревянных брусков можно будет отделить рейки, которые будут использованы в качестве ножек для подставки. Очень важно, чтобы все элементы были одинакового размера. Остатки брусьев обычно используются для того, чтобы скрепить ножки пюпитра между собой. Размеры таких креплений по ширине должны быть идентичными с листом фанеры. Ножки по обыкновению соединяются посередине и в верхней их части. В качестве соединительных элементов могут выступать болты, саморезы, деревянные чепики и даже клей. Для придания конструкции дополнительной прочности рекомендуется использовать сразу несколько способов.

Пару слов в финале

При необходимости к мольберту прикрепляется еще одна горизонтальная линейка, на которой можно зафиксировать лист фанеры. При желании на ней можно будет хранить минимально необходимый набор инструментов. Готовую подставку можно обработать акриловой краской или специальным лаком.

Как видите, мольберт своими руками сделать совсем несложно, зато весьма увлекательно.

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога


Лира

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками


Настольный (для акварели)

Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.

Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).

Еще один трансформер

В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.

Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.

Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.

Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:

Видео: переносной самодельный мольберт

Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.

Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:

Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.

Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.

Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.

Мольберт - это конструкция из дерева или металла, позволяющая художнику удерживать перед собой холст или подрамник во время работы над своим произведением.

Мольбертами художники пользуются довольно давно, создано множество их конструкций.

Мольберты для мастерской художника лучше выбирать массивные, из дерева или металла, с возможностью регулирования высоты вертикального зажима для подрамника. Такой мольберт должен вынести нагрузку крупногабаритного полотна и устойчиво его удерживать во время работы.

Вот такие мольберты-треножники были известны еще пару сотен лет тому назад и раньше.

Эта конструкция мольберта довольно сложная, это студийный вариант, выполнен из дерева.

А это складной мобильный металлический мольберт-треножник. Его часто покупают для пленеров, годится он также и для выполнения небольшого формата работ (не больше 70 сантиметров в высоту).

С одной стороны, мобильный мольберт должен быть не тяжелым, чтобы можно было легко с ним передвигаться, а с другой стороны, лучше, если его вес будет выше, а ножки более острыми, чтобы можно было надежно закрепить его в почве, во избежание переворачивания во время порывов ветра.

В то же время, такой мольберт хорош в студиях, где проходит обучение художников. Любое количество таких мольбертов убирается довольно быстро на полку в шкаф.

Настольный мальберт просто необходим художникам-миниатюристам. На нем легче разместить картину небольшого формата прямо перед глазами, он более устойчив для такого формата работ. Конструкция настольного мольберта очень проста, ее можно рассмотреть по фотографии:

Еще один вариант мольберта-треножника.

А здесь- простейшая конструкция мольберта-треножника со съемным фанерным планшетом-подрамником.

Это довольно устойчивая конструкция мольберта предназначена только для работы стоя, поэтому высоту размещения стационарной доски-подрамника надо регулировать в соответствии с ростом художника.

Этот мольберт складной - мобильность обеспечивается с помощью петель, скрепляющих заднюю часть и переднюю с подрамником. С помощью боковых реек с проемами, сделанными на разной ширине, можно регулировать угол наклона подрамника.

Единственное замечание: я бы сделала боковую рейку длиннее и с большим количеством проемов, для того, чтобы можно было обеспечить более пологий наклон, необходимый в некоторых видах художественных работ.

Ну, а эта конструкция мольберта очень популярна в России и ее можно встретить и в художественных школах, и в институтах.

Когда нужно работать акварелью на плоскости с наклоном примерно 30 градусов, подрамник этого мольберта поднимался и опирался на подставленный стул. Художник работал стоя. Хороший вариант для создания работ, шириной не более пятидесяти сантиметров.

Воспользовавшись этим чертежом, такой мольберт легко сделать своими руками.

Как сделать мольберт своими руками, где взять чертежи или как грамотно составить эскиз этюдника – это важные вопросы, без решения которых художник не сможет творить. Ведь от правильно подготовленного рабочего места зависит комфорт во время создания уникальных шедевров. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов и поделится инструкциями, благодаря которым справиться с изготовлением мольберта сможет даже девушка.

Под общим названием мольберт кроется большое разнообразие моделей, различающихся по типу установки, мобильности и внешнему виду. Конечно, его можно купить в отделах для художников, но его стоимость будет довольно высока. Сделать же его своими руками совсем несложно, кроме того, вы сэкономите внушительную сумму, которую можно потрать на более качественные кисти и бумагу. Да ещё и будете долгое время гордиться и хвастаться своей работой.

Настольный мольберт используют начинающие художники. Также он удобен для работы дома. По внешнему виду устройство напоминает хлопушку. На изготовление простой конструкции вы потратите не более 60 минут.


Какие материалы и инструменты нужно подготовить для работы

Мольберт в переводе с немецкого означает подставку для рисования. Он может быть изготовлен практически из любых материалов. Для этого подойдёт старая столешница от стола, рама, фанера, доска или даже металл. Сегодня мы сделаем простую конструкцию, для которой нам понадобятся:

  • брус 18×47 мм длиной 4,5 м;
  • петля;
  • немного кожи;

Особенности выбора чертежа

Для настольного мольберта можно выбрать подходящий чертёж с размерами в интернете либо нарисовать его самостоятельно. Предлагаем на ваш суд несколько интересных эскизов, сделать которые не составит особого труда.



Пошаговая инструкция изготовления своими руками настольного мольберта

Рассмотрим подробно весь процесс изготовления настольного мольберта.

Иллюстрация Описание действия
Распилить брус на отрезки, скосы на ножках сделать под углом 15º.

Собрать конструкцию и закрепить её прищепками.
Запилить угол под 15º на центральных планках и убрать следы от пилы при помощи торцовочного рубанка.

Запилить несколько брусочков потоньше.

Сложить механизм упора, центральная стойка должна свободно перемещаться между планок.
Перед склейкой элементы необходимо отшлифовать и сгладить место среза.

Просверлить отверстие в центральной планке и сделать выемку для шляпки.
Выпилить паз для латунной накладки и прикрутить её на саморез.

Приклеить планочки со скосами и прикрутить шурупами.
Отшлифовать все брусочки и закрепить их с помощью саморезов. Ножки можно обтянуть кожей, чтобы они не скользили по столешнице.

Готовый мольберт покрыть лаком.

Напольные мольберты: подробные мастер-классы по изготовлению своими руками

Пользоваться мольбертами начали более 6 веков назад. В те времена они служили не только подставкой для бумаги, но и часто выступали в качестве декоративного элемента в домах художников, которые выставляли на всеобщее обозрение на них готовые произведения искусства.

Существует несколько типов конструкций мольбертов:

  • «Лира» или А-образная конструкция на трёх стойках;
  • Н-образный мольберт представляет собой более прочную конструкцию для применения в помещении. Чаще всего его используют в художественных школах или профессиональных мастерских;
  • гибридный или трансформируемый мольберт очень поход на Н-образный, но с большим количеством регулировок;
  • станковый мольберт рассчитан на профессиональную работу настоящих художников с полотнами большой величины. Чаще всего его можно встретить в реставрационных мастерских;
  • мачтовый – это самая простая конструкция. Сегодня её чаще всего используют в экспозиционном качестве.

Раскладной мольберт «Лира»

Более простая конструкция мольберта – раскладная «Лира», на её изготовление потребуется всего 1-2 часа. Вот с неё мы и начнём наши мастер-классы.

мольберт для рисования лира

Какие материалы и инструменты понадобятся для работы

Для того, чтобы процесс спорился, и ничто не отвлекало от творческой работы, нужно заранее подготовить все инструменты и материалы. Нам понадобятся:

  • дрель и свёрла разного диаметра;
  • 5 реек размером 20×45 мм длиной 2 м;
  • саморезы;
  • петля – 1 шт.;
  • шлифмашинка;
  • болты с гайками-барашками – 2 шт.;
  • доска длиной 63 см и шириной около 80-10 см.

Распилить рейки на следующие размеры:

  • 2 шт. – по 168 см;
  • 1 шт. – 154 см;
  • 1 шт. – 146 см;
  • 1 шт. – 53 см;
  • 1 шт. – 39 см;
  • 3 шт. – по 60 см.

Обязательно все рейки зашкурить или обработать шлифмашинкой.


Подготовка чертежа

Любая работа начинается с создания чертежа, все размеры мольберта подбираются индивидуально. При составлении эскиза следует учитывать:

  • высота двух передних стоек равна росту человека, в среднем – это 170 см;
  • ширина мольберта у основания обычно равна 60-70 см;
  • задняя подпорка немного ниже стоек и равна 155 см;
  • длина перемычек, которые связывают стойки, 40 и 55 см.

Совет! Перед началом работы нужно положить стойки, подпорку и перемычки на пол и скорректировать все длины и расстояния на своё усмотрение.




Пошаговая инструкция изготовления своими руками мольберта «Лира»

После того, как определились с размерами, составили чертёж и подготовили весь материал, можно приступать к работе. Наша пошаговая инструкция поможет справиться с трудностями.

Иллюстрация Описание действия

Рейка 146 см – основа мольберта, относительно неё уложить горизонтальные планки 39 см и 53 см.

Расстояние от верхней точки до горизонтальной планки – 55 см, от нижней точки до рейки – 3 см.

В центре поперечных реек дрелью проделать отверстия для крепления к стойке.

Закрепить горизонтальные рейки к центральной стойке при помощи саморезов.

Выложить симметрично боковые рейки длиной 168 см.

Проделать отверстия и закрепить рейки между собой при помощи саморезов.

Прикрепить на саморезы петлю сначала к центральной стойке мольберта, затем к ножке длиной 154 см.

Для полочки в двух рейках длиной 60 см просверлить ближе к краю по 2 отверстия.

Одну рейку с отверстиями гвоздями прибить перпендикулярно к другой без выемок.

Вставить болты в отверстия, установить полочку на мольберт и соединить с третьей рейкой при помощи винтов-барашков.

Вот такой мольберт получится меньше, чем за час.

Совет! Обязательно нужно покрыть мольберт лаком или покрасить. Так вы защитите его от вредных воздействий и продлите срок его службы.

Более подробно весь ход работы смотрите на видео:

Двусторонний детский мольберт

Для детских художественных школ и кружков выпускают специальные двусторонние мольберты. Ребятишки могут с двух противоположных сторон рисовать свои пейзажи. Если в семье растёт несколько малышей, обязательно сделайте для них удобную подставку своими руками.

мольберт детский двухсторонний

Что нужно для работы

Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • деревянные рейки длиной чуть выше роста ребёнка – 4 шт.;
  • 2 деревянные рейки по 50 см для крепления под картинами;
  • 2 деревянные рейки по 40 см для бокового крепления;
  • рейка круглого сечения длиной 60 см для бумаги;
  • фанера толщиной 3 мм;
  • саморезы и 2 петли;
  • наждачка;

Нюансы подготовки чертежа

Любая работа должна начинаться с подготовки шаблона. Важно заранее решить, каким образом взрослые или дети будут за мольбертом творить: сидя или стоя, и, уже исходя этого, определять высоту конструкции. Для детской подставки основная величина – рост ребёнка. Необходимо продумать высоту таким образом, чтобы верхняя граница бумаги не была выше головы.

Высота мольбертов для взрослых колеблется в пределах 140-170 см. Также важно предусмотреть место крепления бумаги, можно установить дополнительную подставку для рулона. Наш мольберт представляет собой простейшую конструкцию, состоящую из четырёх брусков и двух листов фанеры.

Предлагаем посмотреть интересные варианты готовых подставок.

Пошаговая инструкция изготовления детского двустороннего мольберта

Подробный мастер-класс по изготовлению двустороннего макета.

  1. Распилить рейки по указанным размерам, длинные соединить между собой петлями в верхней части.
  2. На длинных стойках определить центр, на переднем и заднем плане закрепить поперёк на саморезы рейки длиной 50 см.
  3. Просверлить отверстия на боковых рейках чуть ниже середины и закрепить между ними горизонтальные планки длиной 40 см.
  4. С обеих сторон посередине боковых реек просверлить отверстия крепления круглой планки для бумаги.
  5. Закрепить фанеру с двух сторон.
  6. На передние опорные планки под фанерой прикрепить полочки для карандашей.

Совет! Конструкцию можно сделать разборной. Для этого, боковые планки следует закрепить только с одной стороны, а во второй прорезать выемку под саморез или установить вместо деревянной рейки крючок.

Переносной этюдник

Ещё один вид мольберта – этюдник, можно сделать своими руками. Он предназначен для работы вне дома. Основное его преимущество в том, что внутри хранится весь инструментарий художника.

переносной этюдник

Что нужно подготовить для работы

Для работы нам понадобятся:

  • пила и лобзик;
  • шлифмашинка или наждачка;
  • рейки;
  • фанера;
  • рояльная петля;
  • саморезы 10 и 21 мм;
  • густой ПВА;
  • 2 кронштейна мебельных откидных, они будут держать крышку в поднятом состоянии;
  • замочек или защёлка крышки;
  • лак мебельный.

Размер нашего этюдника необходимо спроектировать таким образом, чтобы в него спокойно помещались листы формата А4.

Подготовка чертежа

Для нашего этюдника потребуется создать чертёж, в котором нужно учесть следующие параметры:

  • для корпуса потребуется сделать коробку из фанеры Д×Ш×В – 50×35×6 см;
  • крышка будет аналогичных размеров, только толщина немного меньше;
  • для боковин подойдут рейки толщиной 10-12 мм или фанера;
  • чтобы сделать внутренние перемычки, предварительно на чертеже следует запланировать кармашки.

Пошаговая инструкция изготовления этюдника

Рассмотрим весь процесс более подробно.

  1. Собрать рамы крышки и корпуса этюдника при помощи шурупов.
  2. Из тонкой фанеры толщиной до 4 мм пилой вырезать заднюю и переднюю стенки
  3. Отшлифовать все детали сначала более крупной наждачкой, затем мелкой.
  4. Закрепить фанеру на корпусе и крышке.
  5. Вырезать из тонкой фанеры перегородки и закрепить их при помощи клея и саморезов на корпусе.
  6. Рояльной петлёй зафиксировать крышку и корпус.
  7. Установить мебельный шарнир с внутренней стороны крышки и на бортике корпуса. Он будет фиксировать крышку в открытом состоянии.
  8. С наружной стороны ящика закрепить крючок, чтобы во время переноски этюдник не раскрывался.
  9. Закрепить ручки для переноски этюдника. Это могут быть полоски кожи, брезента или иного прочного материала.
  10. В крышке закрепить поворотные держатели для бумаги.
  11. Покрыть этюдник лаком в 2-3 слоя.

Заключение

Все мольберты, рассмотренные в нашем обзоре, имеют простую конструкцию. Их легко можно сделать своими руками, даже не имея столярных навыков. При желании, модели дорабатываются разборными ножками, подставками для стаканов с водой и кисточек, более удобной переноской. Главное, не бояться экспериментировать.

Расскажите в комментариях: вы покупали мольберт или делали его своими руками. Также мы ждём фото ваших работ. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. У нас вы узнаете ещё много интересного.

Напоследок предлагаем мастер-класс по изготовлению ещё одного простого настольного мольберта.

Предлагаемая мной конструкция мольберта, является очень простой, но вместе с этим, практичной и функциональной. Для изготовления этого мольберта Вам понадобятся только бруски сечением 40Х20 мм, болты и петли. Все соединения осуществляются посредством болтов и саморезов. Для ограничения хода задней ножки можно использовать ремешок. Нижняя горизонтальная планка является соединительной. Она крепится к остальным трём вертикальным брускам посредством болтов.


Средняя горизонтальная планка является держателем для холста и состоит из двух брусков, стянутых между собой болтами. Её можно поднимать и опускать до необходимого уровня, а затем фиксировать стяжкой. Для удобства, можно использовать вместо обычных гаек — «барашки».


Особо отмечу, что этот мольберт является складным и легко транспортируется. Для этого нужно отсоединить нижнюю горизонтальную планку, отвинтив три крепёжных болта. Все ножки складываются и держатся на верхней короткой горизонтальной планке. В таком положении мольберт можно легко взять подмышку или перевезти в салоне обычного автомобиля. Рекомендуемая длина двух передних ножек составляет 1.5 метра. В собранном состоянии этот мольберт вполне можно назвать стационарным и использовать как в мастерской, так и дома.