Судовые машины и механизмы. Пароходы Судовые паровые машины

На судах устанавливали паровые машины с горизонтальным, наклонным и вертикальным располежением цилиндров. Для уменьшения габаритов ЭУ и упрощения конструкции привода гребных колес некоторое распространение получили паровые машины с качающимися цилиндрами.

Стремление повысить экономичность работы ЭУ привело в конце XIX в к созданию паровых машин с трех- и четырехкратным расширением.

Первый цилиндр по ходу пара называется цилиндром высокого давления (ц.в.д.), последний0 цилиндром низкого давления (ц.н.д.), а промежуточные ц.с.д. I, ц.с.д. II и т.д. Трубу или камеру соединяющую цилиндры, называют ресивером .

Ц.в.д. всегда имеет наименьший объем, а каждый последующий цилиндр- больший, чем предыдущий. Это необходимо именно вследствие многократного расширения пара- следующий цилиндр должен вместить объем пара, занимавшего предыдущий цилиндр, и еще дать ему возможность расширяться.

Теоретически безразлично, за счет чего увеличивать объем следующего цилиндра -за счет его диаметра или длины, но практически удобнее все цилиндры делать одинаковой длины (одинаковые ходы поршней, одинаковая длина мотылей). Поэтому делают различными диаметры цилиндров. Объемы всех цилиндров увеличиваются прямо пропорционально увеличению объема расширяющегося пара, т.е. за счет увеличения диаметров цилиндров. (Диаметр цилиндра увеличивается обратно пропорционально падению давления расширяющегося пара).

Более чем четырехтактного расширения паровые машины не выпускали.

На первых пароходах машины работали при давлении пара не более 5-6 атмосфер. Отработавший пар выпускали в атмосферу. Позже стали пар выпускать в холодильник (конденсатор) в котором он превращался в конденсат- питательную воду для котлов. Применение холодильников существенно улучшило работу паровой машины т.к. паровые котлы нельзя питать соленой морской водой из-за образующейся накипи, выводящих их из строя. Поэтому на судах для питания котлов принимают в запас пресную воду, терять которую вместе с уходящим паром нецелесообразно.

Наиболее крупная паровая машина была построена в 1903 г. в Германии для парохода «Кайзер Вильгельм II». Мощность ее составляла 22300 л.с., длина 22,5 м, высота 12,75 м.

Паровые машины в составе СЭУ характеризуются завидной долговечностью. Более 150 лет честно служила паровая машина на судах. Это объясняется:

Простотой конструкции, большим ресурсом и высокой надежностью при эксплуатации;

Хорошей приемистостью и возможностью работать со значительными перегрузами;

Легкостью реверса и плавным изменением частоты вращения коленчатого вала в широком диапазоне.

К сожалению, паровая машина обладала и значительными недостатками:

Большие габариты, масса и значительная неравномерность вращения коленчатого вала;

Низкий КПД, у самых лучших он не превышал 20%.

Нужно было найти двигатели с более высоким КПД, с меньшими массой габаритами и большими агрегатными мощностями.

Порядок выполнения работы:

1 . Изучить схему устройства и принцип действия, предлагаемых тепловых двигателей.

2. Изобразить обобщенную схему паровой машины, указав ее главные части и назначение каждой из них.

3. Изобразить путь пара в машине трехкратного расширения.

4 . Изобразить различные типы паровых машин: горизонтальных, наклонных, с вертикальным расположением цилиндров, с качающимися цилиндрами, «компаунд-машину»

5. Ответить на контрольные вопросы:

С каким открытием связан следующий шаг в развитии двигателестроения;

В чем суть эволюции паровой машины Джеймса Уатта;

Перечислить суть совершенствования конструкции паровых машин различными изобретателями;

Кто предложил, и кто построил «компаунд - машину», ее схема устройства и принцип действия;

Какой вклад во внедрение «компаунд - машин» внес Калашников;

Типы судовых паровых машин, их достоинства и недостатки;

К чему привело стремление повысить экономичность работы энергетической установки;

когда стало возможным использовать скрытую энергию пара для выполнения полезной работы;

Какую задачу пытался первым решить Фултон, решение которой впоследствии получило полное признание;

Первое паровое судно, его создатель;

Постройка первого российского парохода;

Кем был разработан проект первого в истории военного корабля с ЭУ, первый бой паровых судов;

Первый пароход, пересекший Атлантику;

Причины возникновения у морской администрации мнения об исключительно вспомогательном назначении парового флота;

Когда стало возможным использовать скрытую энергию пара для выполнения полезной работы;

В чем заключалось преимущество двигателя Уатта перед двигателем Ньюкомена;

Почему начало эпохи транспортного машиностроения относится в 1781 г;

Основные достоинства и недостатки паровых машин

Литература:

1. Татаренков «История судовых средств движения» стр.50-57

2. Акимов «История развития СЭУ»

«Первые тепловые двигатели», стр. 17-31

З. Конспект лекций

P.S. Выполнить пункты 2,3,4 данной лабораторной работы и ответить на контрольные вопросы, предоставить в виде реферата на тему: «Изучение создания, принципа действия и схем устройства паровых машин различного типа».

Санкт - Петербургский Государственный Морской Технический Университет

Кафедра Силовых Энергетических Установок, Систем и Оборудования

Курсовой проект

Судовые гидравлические машины

Выполнил:

студент группы 2331

Мазилевский И.И.

Проверил:

Гришин Б. В.

Санкт – Петербург

Введение 3стр.

1 Расчет рабочего центробежного насоса с цилиндрическими лопастями по струйной

теории 3стр.

1.1 Исходные данные 3 стр.

1.2 Определение параметров рабочего колеса 3 стр.

1.3 Расчет основных размеров входа рабочего колеса 4 стр.

1.4 Расчет основных размеров выхода рабочего колеса 6 стр.

1.5 Расчёт и построение меридианного сечения колеса 8 стр.

1.6 Расчёт и построение цилиндрической лопасти рабочего колеса в плане 9 стр.

1.7 Проверочный расчёт на кавитацию 12 стр.

Введение

Центробежные насосы составляют весьма обширный класс насосов. Перекачивание жидкости или создание давления производится в центробежных насосах вращением одного или нескольких рабочих колес. Большое число разнообразных типов центробежных насосов, изготовляемых для различных целей, может быть сведено к небольшому числу основных их типов, разница в конструктивной разработке которых продиктована в основном особенностями использования насосов. В результате воздействия рабочего колеса жидкость выходит из него с более высоким давлением и большей скоростью, чем при входе. Выходная скорость преобразуется в корпусе центробежного насоса в давление перед выходом жидкости из насоса. Преобразование скоростного напора в пьезометрический частично осуществляется в спиральном отводе или направляющем аппарате. Несмотря на то, что жидкость поступает из колеса в канал спирального отвода с постепенно возрастающими сечениями, преобразование скоростного напора в пьезометрический осуществляется главным образом в коническом напорном патрубке. Если жидкость из колеса попадает в каналы направляющего аппарата, то большая часть указанного преобразования происходит в этих каналах. Направляющий аппарат был введен в конструкцию насосов на основании опыта работы гидравлических турбин, где наличие направляющего аппарата является обязательным. Насосы ранних конструкций с направляющим аппаратом назывались турбонасосами.

Наиболее распространенным типом центробежных насосов являются одноступенчатые центробежные насосы с горизонтальным расположением вала и рабочим колесом одностороннего входа.

1 Расчет рабочего центробежного насоса с цилиндрическими лопастями по струйной теории

1.1 Исходные данные

Подача……………………………………………………….….Q=0,03/0,06 м/сек

Напор……………………………………………………….…...H=650/1300 Дж/кг

Давление в воздухоудалителе…………………………….…...Р=1*10 Па

Высота всасывания………………………..……………….…...h вс =-3 м

Температура жидкости…………………………………………t=15 o C

Сопротивление приёмного трубопровода………………...….= 5 Дж/кг

1.2 Определение параметров рабочего колеса

В многоступенчатом насосе параметры колеса определяются так:

Подача колеса: Q=Q, где Q=0,03м/сек

Напор колеса: H*i=H , где H=650 Дж/кг, i=1

Все колеса насоса закрепляются на одном валу и вращаются с одинаковой частотой. Максимальная величина частоты вращения ограничивается возможностью появления в насосе кавитации. Величина максимальной частоты вращения определяется следующим образом:

g=9.81м/с- ускорение силы тяжести.

P=1*100000 Па- давление на входе.

Р=1703 Па-давление парообразования при данной температуре.

р=998,957 кг/м-плотность воды.

А=1,05….1,3-коэффициент запаса. Примем 1,134

h=5 Дж/кг- гидравлические потери в приемном водопроводе.

Подставим значения в уравнение для а затем в H:

1/1,2*((100000-1703)/ 998,957-9,81*(-3)-5)= 108,354Дж/кг

H =1/9.81*((10 5 -1703)/ 998,957-1,134*108,354-5)) = -3,000м

Принимая величину кавитационного коэффициента быстроходности С=800,находим максимальную частоту вращения:

800*(108,354)/31,15*0,03=4979,707об/мин.

Принимаем n=2930 об/мин

Чтобы найти воспользуемся формулой:

Коэффициент быстроходности для напорнопажарного насоса (50….100)

2930*0,03*20,25/650=79,830

Расчетная подача колеса определяется по уравнению:

0,03/0,915=0,032 м/сек

Примечание: Значение объемного к.п.д. ,учитывающего протечку жидкости через переднее уплотнение колеса:

Тогда объемный к.п.д.:

=-(0,03…0,05)= 0,965 -0,05=0,915.

Теоретический напор колеса определяется по уравнению:

Величину гидравлического к.п.д. можно оценить по формуле А.А.Ломакина:

Примечание: Приведенный диаметр входа в колесо определяется уравнением подобия:

3,6…6,5-выюбирается в зависимости от кавитационных качеств колеса; выберем:

Таким образом:

650/0,864=752,299Дж/кг

Механический к.п.д. определяется по уравнению:

К.П.Д., учитывающий потери энергии на трение наружной поверхности колеса о жидкость(дисковое трение), определяется по уравнению:

1/(1+820/)=0,8860;

К.П.Д., коэффициент, учитывающий потери энергии на трении в подшибниках и сальниках насоса, лежит в пределах =0,95…..0,98. Выберем =0,96

0,96*0,8860=0,8506;

К.П.Д. насоса определяется через его составляющие:

Мощность потребляемая насосом:

Электромотор: N= 30 кВт n=2930 модель: А02-72-2M, тогда

2930*0,03=79,830

1.3 Расчет основных размеров входа рабочего колеса:

Размеры входа рабочего колеса рассчитываются из условия обеспечения требуемых кавитационных качеств колеса и минимальных гидравлических потерь.

Значение скорости со входа потока в колесо оценивается по формуле С.С.Руднева:

Примечание: - принимается в зависимости от требуемых кавитационных качеств колеса и лежит в пределах 0,03..0,09 , выберем 0,040

Вал рассчитывается на прочность от кручения и изгиба и проверяется жесткость и критическую частоту вращения. В первом приближении диаметр вала рабочего колеса находится из расчета на кручение по формуле:

Крутящий момент, приложенный к валу;

Величина крутящего момента определяется по формуле:

9,57*N/n=97,9863Н*м;

Допускаемое напряжение

=(300-500)*100000 Н*м; таким образом, выберем =400*10 5

=(16*97,9863/3.14/400/100000)= 0,02319м

0,031+0,013=0,03619м;

Диаметр втулки колеса определяется конструктивно по диаметру вала в зависимости от способа крепления колеса на валу:

Диаметр D o входа на колесо находится из уравнения неразрывности:

(4*0,0328/(3,14*2,6218)+ 0,05067 2) 1/2 =0,1360м;

Ширина b 1 выходной кромки лопасти рабочего колеса и ее положение зависят от кавитационных качеств колеса и величины коэффициента быстроходности; b 1 находятся из уравнения неразрывности:

Меридианная составляющая абсолютной скорости принимает для колес со средними кавитационными качествами:

=(0,8…1,0)*=1*=2,622м/с

Колеса имеющие средние кавитационные качества (С=800) и низкую быстроходность

(=40-100), выполняются с цилиндрическими лопастями. Диаметр окружности, проходящей через средние точки выходных кромок лопастей, применяются равным:

=(0.9-1.0)*=0,95*0,131=0,1292м;

/2=0,0646м,тогда:

0,0328/2/0,0646/3,14/2,622=0,0308м.

Выходная кромка лопасти располагается параллельно оси колеса или под углом к 15-30 градусов к оси. Меридианная составляющая абсолютная скорости после поступления потока в межлопастной канал(т.е с учетом стеснения) определяется по уравнению:

1,015*5,234=5,312 м/с, где:

1,05-1,015-коэффициент стеснения на входе, выберем =1,1;

Окружная скорость на входе в межлопастной канал определяется по уравнению:

0,0646*306,67333 =19,811м/с

Угловая скорость

3,14*2930/30=306,673рад/с;

Угол безударного поступления потока на лопасти находится из уравнения:

Угол установки лопасти на входе определяется из формулы:

8,282+10=18,282 о;

Примечание:Для колес со средними кавитационными качествами принимается:

1 - угол атаки; выберем 10

Обычно =18-2;

При безотрывном обтекании лопасти поток движется по касательной к поверхности лопасти. Относительная скорость потока после поступления на лопасть направлена по касательной к средней линии профиля лопасти при входе. Величина относительной скорости определяется по уравнению:

По скоростям строят треугольники скоростей на входе в межлопастные каналы рабочего колеса и определяют скорости.(Рис 1)

Рисунок 1 Треугольник скоростей при входе в рабочее колесо насоса

1.4 Расчет основных размеров выхода рабочего колеса:

Размеры выхода рабочего колеса, основными из которых является наружный диаметр рабочего колеса, ширина лопасти на выходе определяют из условия требуемого напора при достаточно высоком КПД.

Наружный диаметр рабочего колеса находят методом последовательных приближений. В первом приближении он определяется по окружной скорости, найденной из основного уравнения лопастных машин:

Воспользуемся опытным соотношением скоростей:

0,5..0,65; Примем =0,6;

Отсюда или и того:

=(752,299/0,6) 0,5 =35,409м/с;

Определяем наружный диаметр рабочего колеса в первом приближении:

Из треугольников скоростей на входе и на выходе из межлопастных каналов следует:

Коэффициент стеснения на входе из колеса, принимается равным 1,0..1,05. Для снижения гидравлических потерь в насосе выходную кромку лопасти стремятся плавно заострить, т.е. =1,0. Для увеличения прочности лопасти можно выполнять конечной толщины, т.е. с - меридианная составляющая абсолютной скорости, выбирается в пределах (0,7…1,15)* для колес со средним кавитационными качествами =1,0;

  • - письменные свидетельства, удостоверяющие правовое положение, техническое состояние и соответствие судна предъявляемым к нему международным и национальным требованиям...

    Пограничный словарь

  • - многочисленные относящиеся к судну документы, как то: судовое свидетельство, свидетельство на право плавания под флагом СССР, мерительное свидетельство, свидетельство на годность к...

    Морской словарь

  • - криволинейные геометрические очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом...

    Морской словарь

  • - огни, зажигаемые на судах с заходом солнца на все темное время и служащие для указания места корабля, его состояния, а иногда и назначения...

    Морской словарь

  • - вспомогательные, обеспечивают работу главных судовых двигателей, судовых систем и судовых устройств...
  • - Кран судовой. - подъемные краны, служащие для производства погрузочных и разгрузочных операций. Краны судовые...

    Морской словарь

  • - возвышенные легкие надстройки над верхней палубой, защищенные от ветра и волны, на которых сосредоточиваются все приборы, необходимые для управления судном на ходу. Обычно М. С....

    Морской словарь

  • - сеть трубопроводов, предназначенная и приспособленная для перемещения жидкостей или газов внутри судна в целях обслуживания различных его потребностей...

    Морской словарь

  • - различные документы, подтверждающие принадлежность, мореходность судна, его соответствие требованиям безопасности плавания, судовая роль и другие документы, удостоверяющие качество и...

    Морской словарь

  • - особо приспособленные суда, перевозящие пассажиров, автогужевые повозки, отдельные железнодорожные вагоны и иногда целые поездные составы...

    Морской словарь

  • - Документы, которые обязательно должны находиться у капитана и при необходимости быть предъявленными для проверки...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...1. На подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно...

    Официальная терминология

  • - "...е) судовые припасы <*> - товары, предназначенные для потребления на судне, в том числе продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы;.....

    Официальная терминология

  • - Вахтенный журнал - есть установленной формы шнуровая книга, в которую вносятся все относящиеся до данного корабля обстоятельства его плавания или пребывания на якоре...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - закрытые помещения на верхней палубе судна, расположенные по его ширине от борта до борта и имеющие различную протяжённость по длине судна...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сигнальные огни, устанавливаемые на судне в определённых сочетаниях в тёмное время суток для указания его местонахождения, направления движения, типа, состояния, а также рода выполняемой им работы...

    Большая Советская энциклопедия

"Судовые машины" в книгах

Гидравлические машины, мосты, каналы, машины для их создания и приспособления для погружения под воду

автора

Гидравлические машины, мосты, каналы, машины для их создания и приспособления для погружения под воду Водолазный костюм Леонардо Еще задолго до Леонардо изобретателей и ученых интересовала возможность погружения человека на значительную глубину. Леонардо, которого

Машины-автоматы и другие «рабочие» машины

Из книги Леонардо да Винчи. Настоящая история гения автора Алферова Марианна Владимировна

Машины-автоматы и другие «рабочие» машины Вертикальная пила Этот проект был обнаружен в Атлантическом кодексе, где собраны основные чертежи машин и механизмов Мастера.Неизвестно, изобрел ли да Винчи эту машину для распилки бревен или только усовершенствовал –

Надстройки судовые

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Судовые механизмы

БСЭ

Судовые системы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Судовые средства связи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Судовые устройства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Огни судовые

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОГ) автора БСЭ

ГЛАВА 4 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Из книги автора

ГЛАВА 4 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 25. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Республики Беларусь, должны находиться следующие судовые документы:свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Республики Беларусь;копия свидетельства о праве

(6.10) Имеется смешанная сеть, netware и NT, клиенты W2kPro и W98. Машины с W98 не могут войти на машины с W2k.

Из книги Win2K FAQ (v. 6.0) автора Шашков Алексей

(6.10) Имеется смешанная сеть, netware и NT, клиенты W2kPro и W98. Машины с W98 не могут войти на машины с W2k. Для решения этой проблемы необходимо сделать привязку по протоколам, IPX/SPX только к клиент Novell, TCP/IP только к клиенту Microsoft. Сделать это можно в свойствах сетевых подключений меню

Судовые системы и устройства

автора

Судовые системы и устройства

Из книги Броненосные крейсера “Шарнхорст”, “Гнейзенау” и “Блюхер” (1905-1914) автора Мужеников Валерий Борисович

Судовые системы и устройства Корабли оборудовали системами управления и средствами сигнализации, осушения и затопления отсеков и помещений, затопления погребов боезапаса, противопожарной, парового отопления, искуственной вентилящии помещений, холодильными

Судовые работы

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

Судовые работы Зимовка судна Все работы на яхте, связанные с ее ремонтом, спуском на воду, вооружением и содержанием в чистоте и порядке в течение навигации, уборкой на зимнее хранение, называют судовыми.В межнавигационный период яхты вытаскивают на берег и хранят, в

§ 13. Судовые движители

автора Чайников К. Н.

§ 13. Судовые движители Движителями называются специальные устройства, преобразующие механическую работу судовой силовой установки в упорное давление, преодолевающее сопротивления и создающее поступательное движение судна.На судах в качестве движителей применяются:

§ 38. Прочие судовые устройства

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

§ 38. Прочие судовые устройства Леерное устройство предназначается для ограждения тех открытых участков и мостиков, где нет фальшборта. Оно состоит из стоек высотой около 1,2 м, поручней и ограждающих лееров – стальных прутков или тросов, размещенных по высоте. На участках,

В соответствии с программой одноименного курса рассмотрены устройство, принцип действия, конструкции, материалы, условия работы всего комплекса судовых машин, механизмов и оборудования, входящих в состав главных и вспомогательных энергетических и других установок, устройств и систем судна. Для уяснения роли и взаимосвязи отдельных машин, механизмов и аппаратов приведены основные сведения о схемах, принципах работы, эффективности и особенностях
различных энергетических и других установок, о физической сущности процессов, происходящих в их элементах.
Учебник предназначен для студентов, специализирующихся по технологии изготовления, сборки и монтажа судовых машин и механизмов.

Предисловие
Принятые сокращения
Введение
Глава 1. Роль и использование машин и механизмов на судах
§ 1.1. Энергетическая установка судна, ее назначение и состав
§ 1.2. Типы главных судовых машин и энергетических установок
§ 1.3. Судовые вспомогательные машины и механизмы и их использования
§ 1.4. Размещение на судне машин, механизмов и другого оборудования
§ 1.5. Технико-экономические показатели судовых машин, механизмов и энергетических установок
Глава 2. Судовые двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки
§ 2.1. Устройство, принцип работы и классификация судовых ДВС
§ 2.2. Циклы, индикаторные и эффективные показатели работы дизеля
§ 2.3. Повышение мощности и наддув двигателей
§ 2.4. Тепловой и энергетический балансы и утилизация тепловых потерь судовых дизелей
§ 2.5. Конструкции главных и вспомогательных судовых дизелей
§ 2.6. Конструкции составных частей остова дизелей
§ 2.7. Конструкции узлов и деталей движения дизелей
§ 2.8. Некоторые элементы устройств топливоподачи, газораспределения, пуска и реверса
§ 2.9. Дизельные установки, их типы и расположение
§ 2.10. Область и перспективы применения дизельных установок
Глава 3. Судовые паровые и газовые турбины
§ 3.1. Общие сведения о газовых потоках и решетках турбомашин
§ 3.2. Устройство и принцип работы турбинной ступени
§ 3.3. Преобразование энергии в многоступенчатых турбинах
§ 3.4. Потери энергии, работа и коэффициенты полезного действия ступени и турбины
$ 3.5. Конструкции судовых паровых и газовых турбин
§ 3.6. Конструкции и материалы основных элементов
§ 3.7. Трубопроводы судовых вспомогательных механизмов
Глава 4. Судовые насосы, вентиляторы и компрессоры
§ 4.1. Назначение и классификация насосов, вентиляторов и компрессоров
§ 4.2. Центробежные насосы и вентиляторы
§ 4.3. Осевые насосы и вентиляторы
§ 4.4. Поршневые и ротационные насосы
§ 4.5. Центробежные компрессоры
§ 4.6. Осевые компрессоры
§ 4.7. Поршневые компрессоры
§ 4.8. Винтовые и ротационные компрессоры
§ 4.9. Вихревые насосы и компрессоры
§ 4.10. Струйные насосы и компрессоры
Глава 5. Судовые турбинные установки
§ 5.1. Схема, принцип действия, цикл и состав простейшей паротурбинной установки
§ 5.2. Характеристики и особенности современных судовых ПТУ
§ 5.3. Главные турбозубчатые агрегаты и их узлы
§ 5.4. Схема, принцип действия и цикл простейшей газотурбинной установки
§ 5.5. Схемы и циклы современных ГТУ
§ 5.6. Камеры сгорания газотурбинных двигателей
§ 5.7. Устройство и компоновка газотурбинных двигателей
§ 5.8. Комбинированные турбинные энергетические установки
§ 5.9. Расположение турбинных установок на судах
§ 5.10. Область и перспективы применения турбинных установок
Глава 6. Судовые паровые котлы, тепло- и массообменные аппараты, фильтры и сепараторы СЭУ
§ 6.1. Принцип действия, устройство, классификация и тепловой баланс паровых котлов
§ 6.2. Типы и конструкции главных паровых котлов
§ 6.3. Котлы вспомогательные, утилизационные и с комбинированным отоплением
§ 6.4. Конденсаторы
§ 6.5. Подогреватели, охладители, деаэраторы
§ 6.6. Испарительно-опреснительные установки
§ 6.7. Фильтры и сепараторы
Глава 7. Судовые передачи и валопровод
§ 7.1. Назначение и типы передач
§ 7.2. Соединительные и соединительно-разобщительные муфты
§ 7.3. Механические передачи
§ 7.4. Гидравлические передачи
§ 7.5. Электрические передачи
§ 7.6. Комбинированные передачи
§ 7.7. Назначение, устройство и расположение валопроводов на судне
§ 7.8. Устройство и конструкции основных элементов валопровода
Глава 8. Судовые холодильные машины и установки
§ 8.1. Назначение, принципы работы и типы холодильных машин
§ 8.2. Судовые парокомпрессорные холодильные машины
§ 8.3. Особенности конструкций судовых холодильных компрессоров
§ 8.4. Конструкции испарителей, конденсаторов, агрегатирование холодильных машин
§ 8.5. Устройство морозильных агрегатов и льдогенераторов
§ 8.6. Трубопроводы, вспомогательные аппараты и арматура
§ 8.7. Системы охлаждения и охлаждающие приборы трюмов и провизионных камер
§ 8.8. Схемы судовых холодильных установок и размещение холодильного оборудования
Глава 9. Системы, машины и аппараты кондиционирования воздуха и инертных газов на судах
§ 9.1. Комфортное и технологическое кондиционирование воздуха, газодыхательных смесей и инертных газов
§ 9.2. Типовые схемы судовых систем комфортного кондиционирования воздуха и газодыхательных смесей
§ 9.3. Конструкция судовых кондиционеров
§ 9.4. Судовое оборудование кондиционирования воздуха и его элементы
§ 9.5. Воздухораспределители, глушители шума и воздухопроводы
§ 9.6. Системы и оборудование технического кондиционирования воздуха и инертных газов на судах
Глава 10. Механизмы судовых устройств
§ 10.1. Назначение и классификация судовых устройств
§ 10.2. Механизмы рулевых и подруливающих устройств
§ 10.3. Брашпили и шпили якорных и швартовных устройств
Список литературы