Климатические условия региона влияют как на архитектуру. Особенности архитектурного проектирования зданий и застройки для северной климатической зоны

Температура и влажность воздуха - характеристики, в наибольшей степени характеризующие климат местности. Для основных городов России эти параметры, среднестатистические для каждого месяца в году, представлены в СНиПе 23-01-99 «Строительная климатология». Виды погоды характеризуются градациями температуры в данной местности. Наибольшее значение имеет температура в течение рабочего дня. В отношении теплового воздействия на человека характерны следующие виды погоды: Холодная (;< +8° С); требуется отопление гражданских зданий. Прохладная (= +8...+15°С); при этой температуре, как правило, держат закрытыми окна и не пользуются длительно балконами, лоджиями и террасами. Теплая (= +16...+28 °С); позволяет длительно использовать открытые помещения. Жаркая (выше +28 °С); вызывает необходимость ограничения перегрева помещений и использования искусственного охлаждения воздуха. Кроме того, для многих районов целесообразно выделение очень холодной (< -12° С) и очень жаркой (выше +32 °С) погоды, неблагоприятно воздействующей на человека. В СНиП «Строительная климатология» даются среднемесячные температуры воздуха, включающие температуру в ночное время. где - средняя амплитуда колебаний температуры в течение суток для данного месяца. Ее величины не приводятся в СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» (рис. 1.2). Поэтому при климатическом анализе надо пользоваться СНиП II-А.6-72.

Продолжительность характерных видов погоды в течение года определяет основные черты климата, которые влияют на архитектурные и конструктивные решения зданий.

Таким образом, в течение четырех месяцев в году необходимо ограничение перегрева помещений с помощью солнцезащитных устройств и применение искусственного охлаждения воздуха. В остальное время года можно использовать летние помещения. Отопление практически не требуется и должно быть устроено исключительно для обогрева помещений в случаях непредвиденного понижения температуры воздуха. Тип здания должен устанавливаться с учетом защиты помещений от перегрева в жаркий период года. Целесообразны открытые помещения, озеленение и обводнение вокруг зданий. Необходимы солнцезащита и искусственное охлаждение. Ориентация продольных фасадов должна быть широтной (С-Ю) с расположением в северной части обслуживающих и коммуникационных помещений, лестниц, кухонь и т.п., а в южной части - большей части жилых комнат. При правильном проектировании зданий, применении солнцезащиты и специальных систем, использующих солнечную энергию для горячего водоснабжения и отопления, можно свести энергопотребление при эксплуатации здания к минимуму.

Как видно из таблицы, климат в г. Якутске резко континентальный. В течение 7 месяцев в году требуется отопление, причем в течение трех месяцев погода очень холодная, неблагоприятно воздействующая на человека. В течение трех месяцев в году погода очень жаркая, требующая ограничения перегрева и искусственного охлаждения. Все это необходимо учитывать при проектировании, применять двойные тамбуры, закрытые переходы между домами и другие специальные мероприятия. Здесь тоже возможна экономия энергозатрат при эксплуатации зданий. Особенно за счет горячего солнечного водоснабжения и солнечного отопления в апреле и сентябре. Однако эта экономия будет значительно меньше, чем в примере 1. Приведенные примеры представляют собой элемент климатического анализа в архитектурно-строительном проектировании. Этот анализ ведется «от общего к частному», т.е. от оценки фоновых закономерностей, характерных для крупных территорий, к оценке микроклимата конкретных участков строительства с учетом рельефа, растительности, водных пространств, характера застройки. Эти факторы могут влиять на фоновые характеристики, которые принимаются по СНиП «Строительная климатология». Схематическая карта климатического районирования для строительства приведена па, рис. 1.3. Согласно этой карте, территория России разделена на IV пояса с подрайонами. По этой карте и таблицам в СНиП «Строительная климатология» выявляются сезоны года, определяющие тип зданий в данной местности. Так, например, климат в примере 1 может быть кратко описан так: г.Сочи:8-Т+ЗЖ+1-ОЖ; г. Якутск: ЗОХ+2Х+2П+2Т+ЗОЖ

Анализ ветрового режима по сторонам горизонта и суммарной радиации на различно ориентированных поверхностях позволяет решить вопрос о направлениях раскрытия архитектурного пространства или его защиты. При оценке конкретного участка проектировщик изучает ландшафт, рельеф площадки, делает поправки на микроклимат склонов разной ориентации, устанавливает условия обдувания зданий ветром, рассчитывает инсоляцию, естественное освещение помещений и др. Для этого используются геодезические подосновы участков с горизонталями, отметками, существующей застройкой. При утверждении проекта в территориальном Архитектурно - планировочном управлении требуется представление следующих разделов проекта, связанных с вопросами физики среды и ограждающих конструкций:

  • - энергосбережение и строительная теплотехника;
  • - защита от шума;
  • - естественное освещение и инсоляция.

Без согласования этих разделов любое строительство зданий (за исключением индивидуального строительства) считается незаконным.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 50% электроэнергии.

2. Мерцающий свет вреден для глаз, поэтому современные осветительные устройства снабжены устраняющей мерцание системой электронного контроля, который к тому же сберегает электроэнергию.

3. Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4. Система электронного контроля современных осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5. Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 50% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Несмотря на это

3. Вопреки всему

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света - о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.- с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) - в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.Пролить или бросить свет на что (книжн. - разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) - почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели.Ученье свет, а неученье тьма - поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) - о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) - очень рано утром. Чем свет отправились в путь.Только и свету в окошке, что... (разг.) - только это и радует. Только и свету в окошке что внучка.Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) - о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. повторИт

3. углУбить

4. обогналА

5. цепОчка

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.

2. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.

3. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

4. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

5. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. немного ДЛИННЫЕ

2. ЗАМОРОЗКОВ

3. ПРОПОЛОЩИ бельё

4. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

5. на ОБОИХ берегах

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Между завоевателями- римлянами и британцами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря усилий строителей объект был сдан вовремя. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. водор..сли

2. конс..рвировать

3. к..рьерист

4. пол..гаться

5. гор..зонтальный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. бе..дарный, ра..бег

2. пр..берёг, пр..градил

3. з..ночевать, из..гнул

4. пр..влёк, пр..мудрый

5. по..сказал, о..жал

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. удоста..вать

2. заносч..вый

3. преодол..вать

4. отпрыг..вать

5. податл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. колебл..мый

2. невид..мый

3. преследу..мый

4. переинач.. нный

5. танцу.. шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

2. Ребята удивлялись, почему им (НЕ)РАЗРЕШИЛИ идти в поход.

3. К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

4. Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

5. Скептик - это человек, который (НЕ)ВЕРИТ в энтузиазм.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

2. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

3. (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

5. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И.И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5. В.М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1.Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.

2.Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Другие города и страны откроют вам свои объятия, и может быть где-то там вы найдёте свой приют.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. (2)Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3)Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия.

(4)Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие-то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5)Однажды вечером, когда я вернулся в нашу халупку, основательно промокнув под дождём, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить её, Тарасников встал из-за стола и подошёл ко мне.

- (6)Я, видите ли, - сказал он несколько виновато, - решил временно не топить печки. (7)А то, знаете, печка угар даёт, и это, видимо, отражается на её росте. (8)Она совсем расти перестала.

- (9)Да кто расти перестал?

- (10)А вы что же, до сих пор не обратили внимания? - уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников. - (11)А это что? (12)Не видите?

(12)И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки.

(14)Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зелёный росток. (15)Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16)В двух местах его поддерживали белые тесёмочки, приколотые кнопками к потолочине.

- (17)Понимаете? - заговорил Тарасников. - (18)Всё время росла. (19)Такая славная веточка вымахнула. (20)А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21)Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены.

(22)Видите, как сперва быстро росла. (23)Иной день по два сантиметра вытягивала. (24)Даю вам честное благородное слово! (25)А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26)Так ей и захиреть недолго. (27)Давайте уж воздержимся. (28)А меня, знаете, интересует: доберётся он до выхода? (29)Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли.

(30)И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке. (31)На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке.

- (32)Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33)Я же говорил, топить не надо. (34)Просто удивительное это явление природы!...

(35)Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36)Я проснулся от грохота близких разрывов, выплёвывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок. (37)Тарасников тоже проснулся и зажёг лампочку. (38)Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (З9)Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложив руки за голову.

УДКУДК (083,74)

Ломакин И.А.

Студент

2 курс, факультет «Художественно-графический»

Курский государственный университет

Россия, г. Курск

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

К климатическим элементам относят: влажность воздуха, температуру, осадки, ветер, солнечную радиацию, осадки. Климатическую характеристику территории, города позволяют составить относительная влажность воздуха, температура, ветер. Максимальные значения основных климатических факторов дают возможность составить характеристику климата. При этом критические значения разных климатических факторов функционально взаимосвязаны. Можно выявить специфику климата, обладая знанием критериальных значений элементов. Также можно найти степень отклонения элементов от комфортных условий, сформулировать комплекс требований подлежащих учету при проектировании придомовой территории, застройки, зданий.

Перегрев помещений возможен при температуре воздуха свыше 21 °С. Это явление в частности проявляется при наличии изоляции (облучения прямыми солнечными лучами). Перегрев организма человека начинается при температуре воздуха свыше 28 °С. В таких условиях необходима защита от солнца, а также движение воздуха как в помещении, так и на территории городской застройки.

Необходимо учесть совместное воздействие на человека ветра и температуры. В переходные сезоны года при температуре наружного воздуха близкой к 0°С и относительной влажность более 70% и более существует необходимость в защите пешехода от ветра. Защита желательна также при температуре до -15°С зимой.

Защита необходимо при соответствиях:

Температура воздуха, °С

15…-20

20…-25

25…-30

30…-35

ниже -35

Скорость ветра, м/с

До 3,5

Активная защита пешехода необходима при температурах ниже -35 °С (крытые утепленные переходы). При скорости ветра более 5 м/с и наличии отрицательной температуры на улице происходит резкое усиление охлаждений зданий (на12-15%) и человека. Перенос песка и снега начинается при скорости ветра 6 м/с. В таких условиях необходима защита жилых территорий городов. При скорости ветра свыше 12 м/с происходят механические повреждения элементов зданий.

Неблагоприятным условием для человека является влажность воздуха менее 30% и более 70%. Благоприятным фактором является влажность воздуха находящаяся в промежутке 30-70%(в зависимости от температуры).

При проектировании высотных зданий необходим особый учет параметров ветра. Такое отношение к этому критерию возникает из-за необходимости обеспечить устойчивость зданий под воздействием ветровых нагрузок, возрастающих с высотой. Также, чем выше здание, тем сильнее ветровые завихрения у стен. Сильные потоки ветра обтекают объем, а часть их них опускается вниз и обрушивается на пешеходов, находящихся в близи здания.

На рис. 1 дана характеристика температуры и ветра, совместное воздействие которых необходимо учитывать при формировании внешней среды города.

Большую важность имеет сочетание относительной влажности воздуха и температуры. В жаркую погоду возникает необходимость в том, чтобы высокая влажность не мешала человеку отдавать излишки тепла, которое накапливается в организме при этих условиях, во внешнюю среду. Если эта необходимость не реализуется, то у человека может возникнуть тепловой удар. Из графика температурно-влажностного режима (рис. 2) следует, что для сохранения комфортных условий в летнее время при возрастании температуры от 18°С до 28°С необходимо, чтобы относительная влажность воздуха снижалась до уровня 30-50%.

Рис. 1. Комплексное воздействие температуры и ветра на здания и человека во внешней среде


Рис. 2. График температурно-влажностного режима в теплый период года

Воспользовавшись приведенными графиками и выявленными зависимостями, грамотный архитектор принимает правильные решения для обеспечения комфорта в жилой среде.

Список использованной литературы:

1. Архитектурная физика: Учеб. для вузов, Спец. А-87 «Архитектура» / Под ред. Н. В.Оболенского. – М.: Стройиздат, 1997. – 448 с.: ил.

2. Город, архитектура, человек и климат / Мягков М. С., Губернский Ю. Д., Конова Л. И., Лицкевич В. К. Под ред. к. т.н. М. С.Мягкова, – М.: «Архитектура-С», 2007. – 344 с.;ил.

3. Лицкевич В. К. Жилище и климат. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.; ил.

4. СНиП, * Строительная климатология. М. 2000.

5. СНиП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. М. 1983.

6. Руководство по строительной климатологии (пособие по проектированию). – М.: Стройиздат, 1977.

8. Аронин Д. Климат и архитектура М., Госстройиздат, 1959.

А 21
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.
Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.
1) 3 ,4
2) 1 ,2
3) 1
4) 3
Укажите предложение, в котором нужно поставить
А22
одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
г
1) Климатические условия региона влияют как на
архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны
как оборудование так и высококвалифицирован­
ные рабочие как инженерно-технические кадры
так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комби­
натов сложно транспортировать из-за большого
веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований
во многих областях и районах велись наблюдения
и сбор информации об использовании растений в
народной медицине.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом
А23
ниже предложении?
Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение рус­
ских воинов было массово распространено в XTV веке:
его изготовление было более простым, чем изготовле­
ние кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на время совершения того, о чём гово­
рится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на причину того, о чём говорится в пер­
вой части.
208

Д24
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо
срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен
расход (4) на определённую потребность.
1) 1
2) 2
3)
1,3
4)
2 ,4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
А25
на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял
накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время
как он полно и однообразно шумел по саду вокруг
дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой
свежестью мокрой зелени.
1) 2 ,4
2)
1 ,4
3)
1 , 2 , 3 , 4 4)
1, 2
В каком предложении придаточную часть сложнопод­
А26
чинённого предложения нельзя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 1903 году, незадолго до смерти, Чехов написал
пьесу «Вишнёвый сад», которая стала его послед­
ним творением.
2) Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с
первого взгляда казалась прекрасно убранной.
3) В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а
сюжет, который развивается по логике азартной
игры, «несёт» героя.
4) Тютчев, который стал крупнейшим представите­
лем русской философской лирики, в одиннадцать
лет написал своё первое стихотворение.
209

A l l
Прочитайте текст
Желание человека подняться в воздушное пространство и пе­
редвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную

роль в возникновении подобного желания и в первых попытках
его осуществления сыграло существование на земле птиц и
летающих насекомых. Возможность подняться в воздух , воз­
можность двигаться в воздушном океане без точки опоры на
земле, естественно , казалась человеку осуществимой лишь при
условии , что он овладеет теми же приспособлениями для по-
лёта, которыми располагает птица. ____________
В каком из приведённых ниже предложений верно передана
главная информация, содержащаяся в тексте?
1)
Основную роль в возникновении желания человека
летать сыграли летающ ие насекомые.
2)
М ечта человека передвигаться по воздуху существует
очень давно, и люди делали всё возможное для её
осуществления.
3)
Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки
опоры.
4)
М ечта летать казалась человеку осуществимой только
при условии овладения теми приспособлениями для
полёта, что есть у птицы.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30;
_________ В1-В8; С1. ________
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч
метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую
спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И
белую даль, словно накрахмаленная больничная просты ня... (5)Я
всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
(6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя м но­
го лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв
равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется
непостижимой и странной вся наш а жизнь, особенно если пыта­
ешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычно­
му другу Серёжке Леонтьеву. (9)М ы пошли рыбачить за триде­
вять земель на старый, обмелевший пруд. (10)М не вдруг приспи-
210

Проектирование и развитие городов в значительной степени базируется на изучении природных условий местности. Климат является одним из наиболее важных факторов, учитываемых в градостроительстве.

Климат - это усредненный, многолетний режим атмосферных явлений, характерный для каждого места Земли. В основном, климат обусловливается географическим положением данного места. На климатические характеристики наиболее существенно влияют широта и высота местности, близость к морскому побережью, особенность растительного покрова.

Сравнительная устойчивость климата объясняется тем, что количество солнечного тепла, получаемого Землей, почти постоянно из года в год. Существенно не изменяется и сама земная поверхность с ее материками и океанами, горами и равнинами на суше, холодными и теплыми течениями в морях и океанах. Воздушные течения в атмосфере, хотя и отличаются большим разнообразием и изменчивостью, имеют свои закономерности, проявляющиеся на протяжении длительного времени.

Климатические особенности сами по себе, т. е. вне их влияния на плодородие земель и сельское хозяйство, имеют из всех физико - географических факторов наименьшее значение для образования и развития современных городов. Общеизвестно, что концентрация населения в городах обусловлена экономическими причинами, а не климатическими особенностями как таковыми. Например, Древний Рим, первый и единственный «город - гигант» античной эпохи, всегда отличался нездоровыми климатическими условиями; Лондон славится своей нездоровой сыростью и пресловутыми туманами; на лагунах построена Венеция; на болотах - Санкт-Петербург.

Однако значение климата в отношении характера планировке застройки, озеленения городов, вплоть до выбора типа и материала жилища, огромно. В градостроительной практике учитываются следующие основные климатические характеристики:

Температура и влажность воздуха;

Ветровой режим на территории;

Приход солнечной радиации.

Температура воздуха определяет выбор теплоизолирующих свойств ограждающих конструкций зданий. Прежде всего, учитывается расчетная температура наружного воздуха в холодный период года. Для теплотехнических расчетов ограждающих конструкций применяют следующие температуры наружного воздуха: среднюю температуру наиболее холодной пятидневки и абсолютную минимальную температуру наружного воздуха. Чем ниже расчетные температуры, тем эффективнее должна быть теплоизоляция стен и дачных перекрытий, плотнее оконные двойные (или даже тройные) переплеты.

При принятии градостроительных решений учитывается среднегодовая температура, средняя температура по месяцам, а также перепад температур, т. е. разность между летними и зимними температурами.

Температура воздуха влияет на планировку жилых кварталов и микрорайонов. От температурного режима зависят расстояния от жилья до учреждений обслуживания, так называемые радиусы доступности. При низких зимних температурах эти радиусы должны быть, возможно, меньше, особенно до детских учреждений. Для северных городов России разрабатываются специальные проекты зданий, связанных между собой утепленными переходами.

Температура воздуха влияет и на планировку квартир. В условиях жаркого климата при высоких летних температурах необходимо предусматривать сквозное проветривание квартир, создание лоджий. Следует иметь в виду, что микроклимат города создает в условиях плотной городской застройки повышенную температуру (на 2 - 3 градуса) за счет сокращения турбулентного ветрового перемешивания воздуха, увеличенной поверхности инсоляции и тепловыделения промышленных объектов и жилья.

Ветровой режим. Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызываемое неравномерным распределением атмосферного давления. Ветровой режим учитывается в градостроительстве, прежде всего, с точки зрения выявления господствующих направлений и их скоростей. Наглядно отражает преобладающее направление ветра в данной точке диаграмма ветров.

Роза ветров - это графическое изображение повторяемости ветров (в процентах) по румбам горизонта (рис.3.1).

Рис. 3.1. Роза ветров

Роза ветров строится по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют ломаной линией. Господствующее направление ветра соответствует самому большому вектору розы ветров, направленному к ее центру. Основанием для построения розы ветров служит многолетний ряд наблюдений на ближайшей метеорологической станции.

На основе анализа розы ветров по направлениям делаются выводы о функциональном зонировании территории, взаимном размещении селитебных и промышленных районов. Промышленные районы с вредными выбросами в атмосферу должны размещаться с подветренной стороны, чтобы они не загрязняли воздух жилых кварталов. Основное направление ветра учитывается также при устройстве аэродромах полос для посадки и взлета самолетов.

В условиях сурового климата севера учет направлений господствующих ветров позволяет организовать ветрозащиту жилой территории. Ветрозащита осуществляется путем использования искусственных ветровых преград (зданий, зеленых посадок высокой ствольной растительности) или естественных преград (использование подветренных склонов, больших массивов существующей зелени).

Характеристика районов по скоростям ветра позволяет проводить мероприятия по ветрозащите или, наоборот, организации проветривания. Оптимальная скорость ветра находится в пределах до 4 м/с. Участки, на которых скорость ветра меньше 1 м/с, относятся к непроветриваемым, а более 4 м/с - к зонам интенсивного проветривания.

В целях ослабления больших скоростей преобладающих ветров корректируется направление улиц в городе. Кроме того, разрабатываются дополнительные ветрозащитные мероприятия, например посадка деревьев, кустарников. В условиях сильных ветров лучшая ветрозащита обеспечивается применением протяженных многосекционных зданий, расположенных поперек господствующего направления ветра. В районах с малыми скоростями ветра, наоборот, следует избегать сложных конфигураций зданий и их большой протяженности. Здесь более предпочтительны здания типа башен, обеспечивающие максимальное сохранение исходной скорости ветра.

Влажность - содержание водяного пара в воздухе, одна из существенных характеристик климата. Абсолютная влажность - количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м³воздуха. Относительная влажность - это процентное отношение абсолютной влажности к максимальному количеству водяного пара, которое может содержать 1 м³ воздуха при данной температуре.

Влага оказывает огромное влияние на теплозащитные качества ограждающих конструкций. Известно, что вода - прекрасный проводник тепла, а воздух, особенно сухой, обладает теплоизоляционными свойствами. Поэтому теплоизоляционные материалы с большим количеством пор, заполненных воздухом, имеют прекрасные теплозащитные свойства. Однако при проникновении влаги теплоизоляционная способность любого материала резко ухудшается. Кроме того влага растворяет химические вещества, которые приводят к быстрому разрушению материалов.

Таким образом, повышенная влажность снижает теплоизоляционные свойства ограждающих конструкций зданий, стимулирует процесс коррозии металлов, разрушения материалов. Поэтому влажность воздуха учитывается при выборе материалов для теплоизоляции и конструкций зданий.

Кроме того, повышенная влажность воздуха сильно ухудшает теплоощущения людей. При низких температурах влажность создает впечатление особой дискомфортности. Даже не очень холодная погода при этом воспринимается отрицательно, в то же время даже сильные морозы при сухой, ясной погоде переносятся легко. В жарком климате влажность также действует дискомфортно, влажная жара переносится человеком весьма тяжело.

Ощущения человека во многом зависят от совокупности трех факторов:

Температуры;

Влажности;

Скорости движения воздуха.

Так, при температуре 19°С, влажности 50% и неподвижном воздухе человек испытывает приятное ощущение нормальной комнатной температуры. При той же температуре и влажности, но при движении воздуха со скоростью 0,5 м/с - ощущение, характеризуемое понятием «прохладно», а при скорости 2,5 м/с - человеку становится холодно. А при температуре 24°С, неподвижном воздухе, насыщенном водяными парами, получается ощущение духоты. При той же температуре и влажности, но при скорости ветра 1 м/с - приятное ощущение нормальной температуры.

Инсоляция - облучение прямыми солнечными лучами какой - либо горизонтальной, вертикальной или наклонной поверхности. Это качественная характеристика, определяемая временем освещения.

Нормативная продолжительность инсоляции определена в СНИП 2.07.01 - 89 и зависит от климатической зоны. В зоне, расположенной севернее 58° с. ш., продолжительность непрерывной инсоляции с 22 апреля по 22 августа должна быть не менее 3 часов в день. Для зон южнее 58° с. ш. с 22 марта по 22 сентября - не менее 2,5 часов. Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения должны обеспечивать непрерывную трехчасовую продолжительность инсоляции.

При реконструкции жилой застройки или при размещении нового строительства в особо сложных градостроительных условиях (исторически ценная городская среда, дорогостоящая подготовка территории, зона общегородского и районного центра) допускается снижение продолжительности инсоляции помещений на 0,5 часа.

Инсоляция учитывается при организации застройки и выборе территории. Жилая застройка должна обеспечивать равномерное освещение квартир и участков жилой территории, предназначений для отдыха и спорта населения.

В климатических зонах с умеренным климатом здания располагают на местности так, чтобы максимально увеличить продолжительность инсоляции. В условиях выраженного рельефа для жилой застройки и размещения участков детских учреждений и зон отдыха выбираются преимущественно южные склоны, хорошо инсолирумые и с хорошим микроклиматом.

В зонах с жарким климатом, наоборот, предусматривают солнцезащитные мероприятия. Благоустройство территории включает себя устройство навесов, зеленых насаждений с густой разветвленной кроной, сокращающих время прямого солнечного облучения территории.

Инсоляция отдельного здания зависит от его ориентации его сторонам горизонта. Различают меридиональную, широтную и промежуточную ориентацию здания.

При меридиональной ориентации здания располагают основными осями по направлению север - юг. Такая ориентация обеспечивает равномерную инсоляцию обоих фасадов и минимальную площадь участков постоянного затенения. Однако ее недостатком является то, что в околополуденные часы, когда солнечные лучи больше всего богаты ультрафиолетом и теплом, инсолируется лишь торцевая часть зданий.

При широтной ориентации здания располагают основными осями по направлению запад - восток. Здесь инсолируется только один (южный) фасад зданий. Прямые солнечные лучи не попадают в комнаты, ориентированные на север.

При промежуточной ориентации зон постоянного затенения нет, все четыре фасада здания имеют инсоляцию, однако неравномерную.

Освещение группы зданий зависит, кроме того, и от расстояния на котором находится одно здание от другого, а также от высоты соседнего здания. Для применения вида ориентации зданий на местности учитываются также композиционный прием застройки и рельеф местности.

Кроме рассмотренных факторов, большое значение в градостроительстве имеют и другие элементы климата. Например, величина осадков на данной территории учитывается при инженерном благоустройстве территории, расчете водосборного бассейна, регулировании поверхностного стока и проектировании ливневой канализации.