Открыть старый пробковый кран отопления. Типовые конструкции кранов и их классификация

Трубы, которые подводят газ к плитам или другому оборудованию, работающему на этом виде топлива, в обязательном порядке должны оснащаться индивидуальными кранами, чтобы в случае опасной ситуации мгновенно перекрыть газоснабжение.

Состояние запорных устройств необходимо постоянно контролировать. Может понадобиться незамедлительная замена газового крана в квартире, если вдруг он выйдет из строя.

У нас вы узнаете все о причинах замены кранов для газовых труб и о выборе подходящей модели устройства. Для самостоятельных мастеров мы приводим пошаговую инструкцию. Подробное описание проведения работ поможет не только самим заменить запорное приспособление, но и проконтролировать действия работников газовой службы.

Газовые коммуникации отличаются большой надежностью и даже в сложных условиях они могут служить в течение десятков лет. Наиболее уязвимой частью подобных систем являются вентили, установленные в квартире, которые из-за постоянных нагрузок достаточно быстро выходят из строя.

Малый срок эксплуатации особенно характерен для устаревших конструкций газовых вентилей или моделей, сделанных из пластика либо дешевых сплавов

Вопрос о замене запорного механизма может встать при возникновении запаха газа в районе крана. О неисправности приспособления свидетельствуют и наружные повреждения, например, трещины или сколы устройства, а также затрудненное движение либо излишне свободное вращение маховика.

При возникновении одной из описанных проблем следует вызвать сотрудников горгаза или другой организации, обслуживающей ваш дом. Они проведут диагностику, посоветуют подходящую модель крана, а при необходимости осуществят операцию замены.

Из-за повышенной опасности специалисты советуют менять кран до появления неисправностей сразу же по истечению гарантийного периода, который для большинства моделей составляет 10 лет.

Виды кранов для газа

Существует множество разновидностей запорных устройств, которые устанавливаются на газовые трубы. По особенностям их конструкций можно выделить две основные группы:

Разновидность #1: пробковые

До недавнего времени – наиболее распространенный вид кранов для газа. Центральной частью подобных моделей является конический элемент (пробка) с отверстием.


Основной орган пробкового крана – конусообразная вставка с отверстием посередине. С ее помощью перекрывается или отворяется газовый поток. Выполняют краны из латуни или чугуна – прочных, устойчивых к износу и коррозии материалов (+)

При открытии устройства с помощью моховика отверстие в конической части совмещается с аналогичным в трубе, благодаря чему газ проходит к оборудованию. Для соединения пробковых вентилей с трубопроводом для создания герметичности обычно используется сальник.

Разновидность #2: шаровые

Основной деталью запорного элемента этого типа является сферическая деталь, изготовленная из крепкого металла. Как и в пробковых аналогах, она имеет отверстие, которое при повороте рукоятки совмещается с трубой, благодаря чему обеспечивается допуск природного топлива к соответствующему устройству.

Схема работы шарового крана: главным действующим элементом подобного устройства является круглая деталь, перекрывающая допуск газа в закрытом состоянии и обеспечивающая прохождения потока в открытом

Подобные вентили появились относительно недавно и быстро приобрели популярность благодаря своим многочисленным достоинствам, а именно:

  • невысокой стоимости;
  • отличной функциональности и запасу прочности;
  • продолжительному сроку службы;
  • простоте в эксплуатации;
  • возможностью работать в различной среде при температурах от -60 до +80 о С.

Благодаря сочетанию ценных качеств в настоящее время при оборудовании бытовых газосистем специалисты отдают предпочтение именно шаровым конструкциям.

В отличие от муфтовых и фланцевых моделей, которые можно использовать многократно, приварной кран является одноразовым устройством и не подлежит ремонту

По методу соединения к трубам различается несколько подвидов шаровых вентилей:

  • Резьбовой (муфтовый). В этом случае кран соединяется с отрезком газопровода при помощи детали с нанесенной резьбой.
  • Фланцевый . Крепеж осуществляется при помощи фланцев, фиксирующихся болтами. Подобные устройства чаще всего применяются при транспортировке газообразных веществ и нефти.
  • Приварной . В этом случае кран накрепко сваривается с трубой с помощью соответствующего аппарата.

По своему назначению шаровые краны делятся на три вида:

  • Трехходовые, применяемые для перераспределения газовых потоков;
  • С обогреваемым корпусом, использующиеся в холодном климате;
  • С контролем протечки.

Существует также деление по диаметру прохода.

Согласно этому показателю, детали можно отнести к двум категориям:

  • DN 10-50 мм;
  • DN более 50 мм.

Еще одна классификация учитывает номинальное давление, которое выдерживает кран.

В этом случае выделяются два типа устройств:

  • PN 1,6 МПа 16 кг/см2;
  • PN 4,0 Мпа 40 кг/см2.

Шаровые краны могут изготовляться из разных видов металла. Наибольшее распространение получили элементы, произведенные из латуни, цинка, стали 20 и сплавов (09Г2С, 12Х18Н10Т), пластика.

Наилучшие качества демонстрируют латунные устройства, которые могут иметь желтый или серебристый цвет (последний характерен для никелированных моделей). Приспособления из этого сплава можно узнать по относительно тяжелому весу.

Наиболее износостойкими и устойчивыми к внешним воздействиям признаны газовые краны, выполненные из латуни или бронзы. Такое устройство отличается небольшими габаритами, надежностью, простотой в использовании, высоким рабочим ресурсом

Латунные краны, имеющие надежную универсальную конструкцию, долговечны, неприхотливы к техобслуживанию и могут устанавливаться в любом положении.

Основные моменты для подбора устройства

При выборе запорного механизма для газопровода следует обратить внимание на такие характеристики, как:

  • Диаметр трубы. Кран должен полностью перекрывать поступление потока газа в квартиру. Если запорный элемент будет неплотно подходить к стенкам , то его герметичность будет лишь частичной, что может привести к тяжелым последствиям.
  • Совпадение диаметра и шага резьбы на трубе и кране. В этом случае монтаж устройства выполняется достаточно легко. Установка запорного элемента с несовпадающей резьбой и диаметром в принципе возможна при использовании переходников, однако это потребует добавочных материальных и временных затрат на приобретение и монтаж дополнительных деталей.
  • Целостность корпуса. На внешней оболочке элемента должны отсутствовать трещины, сколы, наплывы и другие дефекты. Их наличие свидетельствует о нарушении правил транспортировки, изготовления или складирования деталей, из-за чего возможны и внутренние неисправности, а также сокращение периода эксплуатации.

Следует также обратить внимание на качество продукции, отдав предпочтение моделям известных фирм.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Процедура замены крана для подачи газа к устройству достаточно проста, однако чрезвычайно ответственна, поскольку природное топливо является горючим, а в соединении с воздухом и взрывоопасным веществом. Поэтому настоятельно рекомендуем прибегнуть к помощи специалистов, прошедших обучение и получивших допуск к проведению подобных работ.

Имея навыки проведения монтажа и соблюдая правила безопасности, установку крана можно осуществить самостоятельно всего за 15-20 минут – но только в случае острой необходимости. В дальнейшем результат должен проконтролировать представитель горгаза

Для замена крана на трубе понадобятся инструменты и материалы:

  • новый запорный механизм, подходящий к трубе;
  • два газовых ключа №1 или №2, один из которых потребуется для откручивания резьбы, второй – для того чтобы держать нижнюю трубу неподвижной (это позволит избежать повреждения трубопровода, ведущего к газовой плите);
  • средство, предназначенное для герметизации места крепления крана с трубой (для этой цели можно использовать обычную льняную нить, ленту ФУМ, нить Тангит Унилок);
  • плоская отвертка;
  • графитовая смазка, солидол или другие смазочные материалы;
  • заглушка для трубы размером 0,5 дюймов с внутренней резьбой (при проведении работ вдвоем можно обойтись без этого элемента).

При несовпадении резьбы или диаметра труб и крана могут также понадобится удлинители, фитинги, переходники.

Процесс замены состоит из ряда простых операций, выполнять которые нужно как можно быстрее, чтобы свести к минимуму утечку газа из системы. Прежде всего следует перекрыть подачу природного топлива в квартиру, установив рукоятку вентиля в перпендикулярное трубе положение.

При замене газового запорного механизма вентиль закручивается от руки, лишь последние обороты делаются при помощи гаечного ключа

После этого можно приступать к демонтажу старого крана, который откручивается от трубопровода. Если процесс осуществляется с затруднением, можно попробовать обработать резьбовое соединение составом WD-40, благодаря которому повышается плавность хода.

Если в помещении ранее был установлен приварной вентиль, его придется срезать при помощи болгарки, после чего на трубах следует дополнительно нарезать резьбу. На месте убранного вентиля ставится временная заглушка.

До обработки соединения крана с трубой герметиком или лентой ФУМ это место следует тщательно очистить от загрязнений и коррозии

На резьбу накручивается нить для герметизации. Для этого следует открутить примерно 7 см нити, и положить ее в крайнюю выемку резьбы, после чего наматывать нить по часовой стрелке в каждую ложбину.

Покрыв резьбу одним слоем нити, следует продолжить намотку в противоположном направлении. После этого проложенная изоляция покрывается слоем графитовой смазки или другим подходящим составом.

Если в качестве уплотнителя резьбы применяется льняная нить, ее следует обработать масляной краской. При использовании нити Тангит Унилок такой операции не требуется

Удаляется заглушка и на это место быстро нанизывается новый кран (важно убедиться, что его рукоятка находится в положении «закрыто»). Элемент прикручивается вручную, последние обороты выполняются гаечным ключом.

Порядок вызова специалистов

Лучший выбор – это не проведение манипуляций своими руками, а вызов сотрудников Горгаза.

Порядок действий в этом случае следующий:

  • Нужно обратиться в обслуживающую дом компанию, подробно рассказать о проблеме и оставить заявку на вызов специалиста (до его визита лучше воздержаться от пользования газом).
  • В назначенное время в квартиру придут сотрудники фирмы, которые выполнят диагностику и решат вопрос о замене крана. Они также подскажут, какую модель вентиля можно приобрести самостоятельно или предложат воспользоваться имеющимся у него вариантом.
  • Поскольку специалисты Горгаза могут попросить предъявить им договор на газоснабжение, документы на газовую плиту или последние оплаченные счета за газ, их лучше подготовить заранее.
  • Перед визитом рабочих желательно также зажечь голубое топливо и дать выгореть ему в трубе перекрыв его подачу краником у . Подобная операция поможет сэкономить время, поскольку все манипуляции могут осуществляться лишь после опустошения трубопровода.
  • Необходимо также хорошо проветрите помещение, устроив сквозняк.
  • При проведении работ газовщиками желательно находиться рядом с ними, чтобы контролировать их работу.
  • После замены устройства следует вместе с ремонтниками провести проверку, осуществив пробное включение горелки.
  • Специалисты заполняют акт о проведенной операции, заверив его печатью сервисной организации. Бумагу также подписывает и владелец квартиры.
  • После завершения всех работ окна следует оставить открытыми еще как минимум на полчаса, чтобы весь газ выветрился из помещения.

В случае проведения плановых работ по замене либо ремонту газосистем услуга по демонтажу старого запорного механизма и установке новой модели крана выполняется бесплатно, однако собственник квартиры приобретает приспособление, а также расходные материалы за свой счет.

Услуги по замене крана обычно выполняет ремонтная бригада из двух человек, благодаря чему процедура занимает минимум времени

При вызове специалистов придется также внести небольшую сумму за оказанный сервис и оплатить прибор.

Ревизия пробкового крана без его замены

В некоторых случаях возможно обойтись без замены вентиля, осуществив чистку и смазку используемого пробкового прибора.

Алгоритм действий в этом случае таков:

  • Прежде всего нужно перекрыть кран, установив его рукоятку перпендикулярно трубе, на которой он расположен.
  • Одним из газовых ключей зафиксировать сгон в районе вентиля, стараясь далее удерживать его в неподвижном состоянии.
  • При помощи второго ключа согнать на длинную резьбу муфту и контргайку.
  • Попробовать отвернуть вентиль ключом, а затем, при свободном вращении, открутить его до конца вручную.
  • После удаления детали прикрыть образовавшиеся отверстия заглушкой. Не следует бояться повышенного давления, поскольку напор в трубе всего лишь на 3-5% выше атмосферного.
  • Заглушку насадить на резьбу, затем закрутить ее до конца без помощи инструментов.
  • Открутить вентиль от сгона, убирая наслоения старых изоляционных материалов и краски.
  • Отверткой выкрутить пробку с пазом на тыльной стороне вентиля, вынимая скрытую под ней пружину, после чего убрать из корпуса коническую пробку.
  • Тщательно очистить детали (пробку, корпус) от оставшейся старой смазки, после чего нанести на элемент новый состав.
  • После этого собрать все детали вентиля для газа в последовательности, противоположной вышеописанному алгоритму.
  • Убрать заглушку и поставить вместо нее собранную деталь, предварительно заменив на резьбе изоляционные материалы.
  • Вкрутить сгон и заизолировать резьбу, после чего установить в рабочее положение контргайку и муфту.

Во всех случаях по завершению замены крана необходимо провести проверку правильности сборки, а затем пригласить специалистов.

Поверка результата выполненных действий

После завершения всех манипуляций по замене запорного механизма необходимо проверить герметичность созданных соединений. Для этого достаточно применить проверенный способ: развести мыло с водой и нанести полученную эмульсию в место посадки вентиля на резьбу, а также на пробку. Если стыки недостаточно прочно соединены, в местах утечки газа будут наблюдаться пузыри.

Помимо традиционной проверки мыльным раствором можно также воспользоваться специальным прибором, позволяющим уловить присутствие природного газа в помещении

В этом случае необходимо безотлагательно исправить дефект. Для этого следует снять кран и вновь повторить все операции, стараясь наматывать нить и наносить герметик более тщательно и аккуратно.

Правила безопасности при проведении работ

Все манипуляции с газовым оборудованием относятся к работам с повышенным уровнем опасности. При выполнении работ на газопроводе вскрывается труба, из-за чего происходит утечка газа.

Это может привести к двум серьезным опасностям:

  • Природное топливо смешивается с воздухом, в результате чего образуется взрывоопасная смесь. Любая искра, которая может возникнуть при включении электроприбора (например, выключателя), может привести к взрыву.
  • При большей концентрации газа воздух становится непригодным для дыхания. Вдыхание пропаново-бутановой смеси вызывает отравление организма, что может привести даже к летальному исходу.

Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, необходимо строго соблюдать меры предосторожности.

Работники городской газовой службы при проведении ремонта оборудования, в частности, замены крана в обязательном порядке должны соблюдать «Правила технической эксплуатации и требований безопасности труда в газовом хозяйстве РФ» (ПБ 12-368-00 Постановление Госгортехнадзора России от 18.07.00 №41, СНиП 2.04.08-87).

При проведении ремонта категорически запрещается проводить манипуляции с газовым оборудованием, расположенным за пределами квартиры, – на улице или в подъезде

При проведении самостоятельных работ нужно придерживаться следующих положений:

  • Все работы необходимо вести при открытых настежь окнах.
  • Квартира должна быть полностью обесточена, поэтому для проведения ремонта важно иметь доступ к щитку и автоматам.
  • Во время манипуляций по замене газового крана в помещении запрещается курить, зажигать спички.
  • Все работы необходимо проводить исключительно в дневное время.
  • Дверь на кухню, где проводятся работы, должна быть плотно закрыта. Желательно также заткнуть все щели, чтобы избежать попадание газа в другие комнаты.
  • Запрещается перекрывать вентиль на общем газовом стояке, так как в этом случае утечка газа может многократно возрасти, что увеличит опасность взрыва.
  • Все работы желательно проводить вдвоем: это позволит ускорить процесс и избежать осложнений.
  • Не следует заниматься самостоятельной заменой крана, если на газопроводной трубе наблюдаются признаки коррозии или других повреждений, в этом случае предпочтительно вызвать специалистов.

При проведении работ желательно иметь в непосредственно близости противопожарное устройство (огнетушитель).

Отметим, что кран для перекрытия подачи газа допустимо устанавливать только на жесткий участок трубы. Если металлическая ветка рядом с прибором повреждена, его переносят. В магистраль в этом случае включают , который считается временным решением проблемы.

Разбор типичных ошибок монтажа

Хотя операция по замене газового крана достаточно проста, у неопытных мастеров она может окончиться неудачей.

Если длина старого крана не соответствует аналогичному параметру нового, следует воспользоваться удлинителями, которые могут иметь внутреннюю и наружную резьбу

Типичными недочетами являются:

  • Невозможность подсоединения крана с трубой. Чаще всего случается из-за того, что эти элементы не соответствуют по своим габаритам либо резьбе. Исправить положение помогут переходники и удлинители разных форм и размеров. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, желательно учитывать параметры труб на этапе выбора крана.
  • Недокручивание вентиля . Закреплять резьбу следует вручную, однако в конце необходимо использовать гаечный ключ. Если этого не сделать, соединение будет недостаточно надежным, что приведет к утечке газа и неустойчивости конструкции.
  • Закручивание крана исключительно гаечным ключом. При работе инструментом увеличивается возможность повреждения детали или срыва резьбы.
  • Недостаточная герметичность соединения. Если проверка замененного крана показывает, что в воздух попадает природный газ, следует немедленно отключить плиту и исправить ошибку, как было описано выше.

Не стоит использовать краны ненадлежащего качества. Для того чтобы техника служила долго, важно выбирать модели известных фирм. Желательно применять латунные устройства, требующие минимума техобслуживания при максимуме эффективности и долговечности.

Силикон и другие подобные материалы высыхают, теряют эластичность, вследствие чего они начинают пропускать газ. Чтобы этого не случилось, лучше использовать смазки на основе графита.

Выводы и полезное видео по теме

На видеоролике подробно представлен процесс замены крана на трубе, ведущей к газовой плите:

Замена крана – простой, но очень ответственный процесс. Даже если у вас есть опыт в проведении похожих работ, по нормам, вы не можете заняться им самостоятельно – необходимо обратиться в специализированные службы. Там работают сотрудники, которые прошли обучение и получили необходимый допуск для проведения ремонта газовых систем.

Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке. Интересуют рассказы о том, как производилась замена крана на вашей газовой ветке. Задавайте вопросы, делитесь впечатлениями о представленной нами информации, размещайте фото по теме статьи.

Для полного или частичного прекращения подачи газа ставят запорные краны на стальной трубе перед газовым прибором (рис. 1-10-5; табл. 1.10.5). Эти краны ставят и на стояках и на газовом вводе в дом индивидуального владельца. Обозначаются краны так: ПБ1бк, где II - кран для трубопровода, Б- латунь или бронза, I - ручной привод с маховиком, бк - уплотнение коническими поверхностями без колец и набивки. Маркировка на корпусе крана показывает допустимое рабочее давление в МПа (например, Рр 0,1), допустимую рабочую температуру в градусах Цельсия (°С) (например, Т° = 50) и диаметр условного прохода (например, Ду = 15).


Запорные краны пробочного типа обладают малым гидравлическим сопротивлением, предотвращают возможность проникновения газа к уплотняющим коническим (конусность 1:7) поверхностям, благодаря их смазке и плотности соприкосновения, которая сравнительно легко регулируется. Однако из-за истирания конических поверхностей кранов возможно нарушение уплотнения. Причем у торцов конуса пробки отсутствуют другие виды уплотнений, что и допускает утечку газа. Восстановление первоначальной герметичности путем притирки весьма трудоемко, и на заводах-изготовителях притирка конусов пробки корпуса осуществляется индивидуально. Поэтому нельзя на кранах одного размера пытаться взаимозаме- нить пробки или корпуса. Статистика показывает, что из всех неисправностей на газопроводах и арматуре 75% падает на эти краны.

Краны разрешается устанавливать и ремонтировать только специалистам. Ниже приведено описание установки и ремонта кранов как доказательство сложности этой процедуры. Конструктивно конические поверхности после смазки прижимаются путем закручивания гайки. По мере ее затяжки проверяют прово- рачиваемость пробки, которую вытачивают так, чтобы ее конус, находясь в корпусе, не доходил до шайбы на 1,5-3 мм. Износ конических поверхностей и их притирка со временем съедят этот зазор. Сам по себе износ характерен для всех трущихся поверхностей, но в конических соприкасающихся поверхностях он неравномерен из-за того, что при одном и том же угле поворота точки на образующих конуса пробки проходят разные расстояния. Эти расстояния тем меньше, чем точки ближе к резьбовому хвостовику пробки.

На квадрат пробки надевают рукоятку. Она, как и риска на торце квадрата пробки, должна сигнализировать об открытии или закрытии крана. Чтобы рукоятка не спадала с крана, ее привязывают к трубе или несколько расклепывают квадратное отверстие. Нельзя то же самое делать с верхушкой квадрата пробки, которая вопьется в корпус крана и может деформироваться.

Пробка имеет трапециевидное отверстие со скруглением в углах для пропуска газа. Отношение высоты трапеции к средней линии - 2,5:1.

Перед установкой проверяют резьбы у крана, свободный ход пробки, герметичность крана, подключив его к трубе централизованного водоснабжения. Если нет возможности проконтролировать краны с Ду = 15 или Ду = 20 водой или воздухом под давлением не менее 0, 2-0,3 МПа, то поступите следующим образом. Протрите с одной стороны грани шестигранника крана, охватите их своими губами так, чтобы верхняя легла на торец, приблизительно, трех граней, а нижняя - других трех граней. Остальную часть крана (в закрытом положении) опустите в воду и подуйте. Трещины, раковины, грубая притирка уплотняющих поверхностей сразу выявятся.

Трубу газопровода располагают на таком расстоянии от стены, чтобы свободно навернуть кран. Нельзя для этого оттягивать трубы, так как ослабнут их крепления. Иногда для накручивания крана в стене выдалбливают отверстие. Чтобы оно было поменьше, кран перед навинчиванием разбирают. Тогда наворачивают на трубу один корпус.

Сложность навинчивания крана в целом или одного корпуса заключается в том, что ось конуса или конусов должна занять положение, параллельное стене, а торец квадрата пробки и рукоятка - быть обращенными вверх, параллельно потолку. Если при навертывании кран перейдет нужное положение, не следует возвращать его назад по резьбе даже на 5- 10 мм, так как могут порваться волокна уплотнения и возможна утечка газа. Полностью сворачивают кран, накручивают несколько больше нитей уплотнения и вновь не спеша наворачивают его так, чтобы не перейти вертикаль.

Ни после установки, ни в процессе эксплуатации краны из бронзы или латуни не окрашивают, но иногда смазывают. Если смазка крана требуется на стальном газопроводе, идущем от регулятора на газовом баллоне, то при горящей горелке газового прибора в первую очередь закрывают регулятор, если он типа «Балтика», или вентиль на баллоне. В этом случае в газопроводе почти не останется газа, он выйдет через горелку и сгорит. Закрывают кран газового прибора (плиты) непосредственно у горелки и приступают к разборке крана на газопроводе. Для этого, придерживая рукояткой квадрат пробки, ключом откручивают гайку. Вынимают из корпуса пробку. Туго свернутой газетой протирают конус корпуса. Можно использовать и грубую тряпку, продев ее сквозь конус и придав ей возвратно-поступательное движение. Пробку очищают от старой смазки керосином или растворителем.

На конус пробки без остатков керосина, растворителя, прежней смазки тонким равномерным слоем наносят новую смазку типа ЛЗГАЗ-41 по ТУ 38101644-76 или солидол, технический вазелин и т. п. Специальные смазки не так быстро окисляются и подсыхают или загустевают. Тонкость слоя обязательна, так как из толстого слоя смазка при закручивании гайки и движении пробки перемещается в проходное трапецеидальное отверстие пробки и частично перекрывает его. Давление газа слишком слабо, чтобы унести крупные куски смазки, хотя с мелкими это может произойти (особенно в жаркую погоду). Пробку со смазанным конусом вставляют в корпус, который также можно смазать очень тонким слоем. Несколько раз с осевым усилием проворачивают пробку в допустимом угле поворота. Вынимают пробку и очищают проходное отверстие от выжатой смазки. То же самое делают и с проходным отверстием в корпусе. Для этого применяют кисточку, палочку или пинцет с кусочком ткани. Вновь вставляют пробку в корпус. На хвостовик пробки надевают шайбу и наворачивают гайку, которую подтягивают периодически за рукоятку пробки. Пробка должна поворачиваться легко.

В домах давней постройки с централизованной подачей газа кран на трубопроводе перед газовым прибором также смазывают. Это второй случай необходимости смазки крана, который, например, перед газовым проточным водонагревателем годами не закрывают. Перед газовой плитой на трубопроводе можно также не закрывать кран. Безопасность обеспечивают краны горелок, конечно, за исключением случаев, когда в семье есть дошкольники или плохо видящие старики. Каждодневное многократное пользование краном приводит к износу уплотнительных поверхностей и к стравливанию газа в помещение. В старых домах до недавнего времени существовали газовые счетчики. Их сняли, входные и выходные отверстия на газопроводах для счетчиков соединили патрубками, а краны на вводах газопроводов в квартиру сохранили. Такие краны находятся рядом с перемычкой, заменившей счетчик. Их надо закрыть перед тем, как начать смазку крана перед газовым прибором.

Герметичность собранного крана проверяют обмыливанием.

Разборкой кранов перед газовыми приборами должны заниматься специалисты.

В процессе эксплуатации крана возможно выпадение ограничителя. Его закручивают на свое место в пробке и слегка ударяют молотком по выступающей части ограничителя. Основание его раздастся, что предотвратит выпадение.

Фирменный ограничитель изготовлен из латуни. При потере его можно выполнить и из стали, нарезав на подходящей проволоке нужную резьбу. Стальной ограничитель заворачивают так, чтобы не сорвать резьбу в гнезде пробки.

Герметичность крана, находившегося длительное время в эксплуатации, восстанавливают притиркой с помощью пасты ГОИ, абразивных паст и т. п. (см. раздел «Смеситель пробкового типа, общий для ванны и умывальника»). Для грубой притирки применяют смесь из 70-80% стекла, истолченного до состояния муки (частицы должны проходить через сетку с ячейками 0,15 мм) и 20-30% парафина (можно от свечей). При отсутствии парафина смазывают вынутую из корпуса пробку любым жидким маслом (машинным, швейным, растительным и т. п.) и посыпают пробку тонким слоем того же стеклянного порошка. Пригодна пыльца и от заточного камня, если на нем не обрабатывался металл. Притирку ведут постепенно. Пробку в пасте с вывернутым ограничителем вставляют в корпус крана, который не обязательно отсоединять от газопроводов. Излишний слой порошка или пасты замедлит притирку. Взявшись за рукоятку, поворачивают ее вправо- влево. Отрывают пробку от корпуса и вновь вставляют. В моменты контакта пробка растирает конус корпуса. Периодически полностью поворачивают пробку, причем места остановок при колебании вправо-влево смещают по отношению к выступам на корпусе, которые стопорят ограничитель. Из-за этих выступов притирку можно выполнять только в определенном угловом диапазоне.

Через 10-20 колебаний пробку вынимают, протирают и вновь наносят пасту. Для проверки качества притирки на чистую поверхность пробки по образующей ее конуса мелом или фломастером проводят черту. Вставляют пробку в корпус и поворачивают ее несколько раз с усилием в осевом направлении на возможный угол. Если черта близка к исчезновению, то для дальнейшей притирки используют более мелкую пасту. Полное устранение черты говорит о завершении притирки. На поверхности пробки возникает матовая однородная поверхность без пятен.

Положительной чертой советских газовых кранов является их длительный срок эксплуатации и ремонтопригодность. Однако такой кран требует регулярного обслуживания, поскольку герметичность такого устройства обеспечивается за счет притирки пробки крана к корпусу, подробнее об этом читайте в нашей статье.

Появление запаха газа в районе пробкового крана отнюдь не повод для его замены, однако вызвать представителя газовой службы для устранения причины утечки все же придется.

В данной статье пошагово описан процесс ревизии двух наиболее популярных газовых пробковых конусных кранов: муфтового и натяжного. Отметим, что данная статья не является призывом к действию, а предлагается исключительно в ознакомительных целях, поскольку газоопасные работы должны выполняться специализированными организациями, имеющими необходимые разрешения. Она будет полезна тем, кто желает лично убедиться в качестве ревизии крана, выполненной газовой службой.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к ревизии газового крана, необходимо выяснить, действительно ли источником утечки является кран. Для этого необходимо обмылить кран, нанеся пену на соединения. Находим места пропускания газа, чтобы убедиться, что причиной утечки действительно является кран.

Примечание. Шланг, ведущий к газовому оборудованию, был специально снят, чтобы показать, что утечка газа снаружи очень часто означает негерметичность самого крана. Потому варианты промазать корпус смазкой по наружной поверхности, заклеить пластилином и прочие народные методы не решают полностью проблему, а только создают иллюзию безопасности.

Для проведения ревизии нет нужды снимать газовый кран с газопровода. В данной статье это выполнено исключительно для наглядности процесса. Однако необходимо перекрыть подачу газа к газопроводу и стравить давление, а также предупредить соседей, чтобы они отключили все газопотребляющие приборы!

Необходимый инструмент

Для выполнения ревизии понадобится следующий инструмент:

  • широкая плоская отвертка
  • рожковый ключ № 17
  • смазка для газовых кранов
  • ветошь

Примечание. При отсутствии специальной газовой смазки ее вполне можно заменить графитной смазкой. Нежелательно использовать солидол, т. к. его свойства сильно зависят от температуры.

Процесс ревизии крана пробкового конусного муфтового

Плоской отверткой откручиваем резьбовую заглушку.

Вынимаем пружинку.

Плоской отверткой немного проворачиваем пробку крана, надавливая на нее. Пальцем второй руки придерживаем пробку. При ее заклинивании можно немного пристукнуть молотком по отвертке.

Примечание. Не повредите отверткой внутреннюю поверхность крана и не роняйте пробку, во избежание возникновения царапин и забоин!

Вынимаем пробку.

Ветошью протираем корпус крана и пробку. Засохшую смазку можно удалить бензином или спиртом.

Отверткой удаляем остатки старой смазки из пробки.

Наносим смазку тонким слоем на пробку.

Помещаем смазанную пробку в корпус.

Набиваем смазку в полость, где располагается пружина.

Размещаем пружину в пазу пробки.

Смазываем резьбовую заглушку и вкручиваем ее в корпус на несколько витков отверткой. Пружина должна попасть в паз на пробке.

Закручивая отверткой резьбовую заглушку, регулируем плавность хода крана. Проверяем, проворачивая пробку отверткой. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко.

Процесс ревизии крана пробкового конусного проходного натяжного

Придерживая пробку крана ручкой, откручиваем 17-м ключом по очереди контргайку и гайку.

Снимаем ограничительную шайбу.

Надавливаем пальцем на шпильку пробки, проворачивая пробку ручкой. При заклинивании пробки можно немного пристукнуть по шпильке молотком, предварительно накрутив на нее гайку, чтобы не повредить резьбу. Бить нужно по гайке!

Вынимаем пробку.

Очистка пробки и корпуса с последующей смазкой и сборкой производится аналогично муфтовому крану. Очищаем ограничительную шайбу от старой смазки.

Наносим смазку на корпус крана в месте прилегания ограничивающей шайбы.

Надеваем ограничивающую шайбу на паз шпильки. Пробку крана для этого ставим в полуоткрытое положение.

Накручиваем гайку прорезью к пробке крана.

Зажимая гайку, регулируем степень натяжения крана. Проверяем, проворачивая ручку крана. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко. Поджимаем контргайку.

Еще раз проверяем плавность хода.

Результаты проделанной работы

После подачи газа и контрольного обмыливания, утечек газа не обнаружено! Кран герметичен и стал работать гораздо приятнее, без заеданий!

Если ранее для перекрытия потока среды в трубопроводах в основном использовались пробковые краны, то в настоящее время этот сектор рынка на 90% заполнен .

На самом деле пробковый кран был изобретен еще в древности и благополучно «дожил» до наших дней.

Что явилось причиной того, что он спрос на него упал? Причина в том, что за годы и столетия эксплуатации выявились все его слабые стороны.

  • повышенный крутящий момент;
  • высокие гидравлические потери.

Но современные производители, используя достижения современных технологий, активно адаптируют свои изделия к нуждам потребителей. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать увеличения доли пробковых кранов на рынке .

Особенностью этого типа кранов является форма запирающего элемента – пробки. Она может быть изготовлена в форме цилиндра или усеченного конуса. Последнее исполнение встречается гораздо чаще, поэтому пробковые краны нередко называют «конусными». В теле пробки имеется отверстие для пропуска рабочей среды трубопровода.

Конструкция пробкового крана достаточно проста.

Он состоит из следующих деталей:

  • корпус ;
  • пробковый затвор;
  • уплотняющий прижим;
  • рукоять управления.

Самой важной конструктивной частью крана является пробка, которая должна быть идеально притерта к поверхности седла. Это является основным условием герметичности затвора.

Выполнение этого узла значительно повышает трудоемкость при изготовлении крана.

Принцип действия пробкового крана прост: при повороте на 90 градусов рукояти управления, связанной с пробковым затвором, он также поворачивается. При этом отверстие в пробке меняет положение в корпусе, и происходит открывание — закрывание потока рабочей среды.

Пробковый кран обеспечивает выполнение двух, казалось бы, несовместимых требований: с одной стороны, он должен плавно поворачиваться (без заклинивания и нарушения уплотнительных поверхностей), а с другой – обеспечивать плотное и герметичное прилегание поверхностей пробки и седла.

Краны изготавливают из самых различных материалов: , бронзы, нержавеющей и углеродистой стали, чугуна, сложных сплавов и даже полимеров.

Краны можно разделить по нескольким различным признакам:

  • По типу затвора – конусные и цилиндровые.
  • По методу герметизации от внешней среды – натяжные и сальниковые. Этот параметр указывает на то, как именно происходит регулирование посадки пробки в корпусе крана – ведь она, не смотря на свою подвижность, должна плотно прилегать к корпусу. Это достигается либо за счет гайки, которая создает натяжение под пробкой, либо за счет сальника, который создает натяжение над пробкой.
  • По способу присоединения к трубопроводу – муфтовые, приварные.

Также они делятся на:

  • Краны без смазки, где низкое трение между пробкой и седлом крана обеспечивается конструктивно. Широко применяются в нефтехимической и химической промышленности, где использование смазки не применяется.
  • Краны со смазкой – в них специальная уплотняющая смазка периодически вводится под давлением между поверхностями корпуса и пробки. Широко используются в установках для хранения и транспортировки нефтепродуктов, в очистительных и распределительных устройствах до давления 6,3 МПа.

Вообще пробковые краны имеют . Они успешно используются на АЭС, объектах с высокой пожароопасностью, в трубопроводах с хлорной средой, при необходимости регулирования в вакууме.

Отверстие в пробке может иметь различную форму:

  • круг;
  • прямоугольник;
  • трапеция;
  • ромб;
  • вытянутый эллипс.

Самым важным достоинством этого типа запорной арматуры является то, что она может использоваться для пропуска сред, содержащих абразивные частицы.

Эксплуатировать в таких условиях шаровые краны категорически запрещено, поскольку абразивные частицы быстро проводят к коррозии затворного элемента.

Но это не единственное их достоинство.

Есть и другие положительные качества:

  • Уплотнительная поверхность крана никак не контактирует с рабочей средой, что снижает возможность ее износа и коррозии.
  • За счет большой площади уплотнительной поверхности между корпусом и пробкой случаи крана из-за повреждения затвора крайне редки.
  • Во время работы крана острые поверхности пробки отлично очищают его поверхность от различных отложений, поэтому эти устройства используются для работы с веществами, склонными к кристаллизации.
  • Между корпусом и седлом практически нет мертвых зон, где могут скапливаться наслоения.
  • Обслуживание крана не требует остановки работы трубопровода. Практически все регулировочные работы могут производиться при нормативном рабочем давлении в трубах.

  • Краны со смазкой обеспечивают длительную работу без протечек в затворе.
  • Срок службы пробковых кранов в несколько раз больше срока эксплуатации аналогичных шаровых.
  • Пробковые краны, используемые для трубопроводов большого диаметра, значительно меньше по размеру, весу и стоимости чем шаровые аналоги.
  • Краны этого типа могут работать при высоких температурах (более 200 градусов), что невозможно при использовании шаровых кранов.

К недостаткам можно отнести следующее:

  • Конусные краны сложнее в изготовлении.
  • Для их открытия – закрытия требуются большие крутящие моменты, что требует монтажа механического редуктора даже на кранах небольшого диаметра.
  • При долгом бездействии пробка «прикипает» к корпусу, что требует регулярного обслуживания и смазки.
  • Износ крана происходит неравномерно, что может стать причиной нарушения герметичности трубопровода.


«Второе пришествие» пробковых кранов

Как уже было сказано, производители трубопроводной арматуры постоянно работают над усовершенствованием конструкции пробковых кранов.

Поэтому сейчас на рынке постоянно появляются новинки, в которых использованы достижения современности:

  • Использование полимерного флюрокарбон в конструкции седла крана. Он абсолютно инертен, невосприимчив к коррозии, имеет малый коэффициент трения, устраняющий необходимость смазки притертых поверхностей крана.
  • Для решения проблемы абразивного воздействия на затвор, сейчас используется способ наплавки корпуса и пробки сплавами повышенной прочности.
  • Для снижения абразивного воздействия среды и потерь давления в затворе используются краны полнопроходного исполнения.

Таким образом, этот тип запорной арматуры вполне может вернуть себе утраченные позиции.

Положительной чертой советских газовых кранов является их длительный срок эксплуатации и ремонтопригодность. Однако такой кран требует регулярного обслуживания, поскольку герметичность такого устройства обеспечивается за счет притирки пробки крана к корпусу, подробнее об этом читайте в нашей статье.

Появление запаха газа в районе пробкового крана отнюдь не повод для его замены, однако вызвать представителя газовой службы для устранения причины утечки все же придется.

В данной статье пошагово описан процесс ревизии двух наиболее популярных газовых пробковых конусных кранов: муфтового и натяжного. Отметим, что данная статья не является призывом к действию, а предлагается исключительно в ознакомительных целях, поскольку газоопасные работы должны выполняться специализированными организациями, имеющими необходимые разрешения. Она будет полезна тем, кто желает лично убедиться в качестве ревизии крана, выполненной газовой службой.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к ревизии газового крана, необходимо выяснить, действительно ли источником утечки является кран. Для этого необходимо обмылить кран, нанеся пену на соединения. Находим места пропускания газа, чтобы убедиться, что причиной утечки действительно является кран.

Примечание. Шланг, ведущий к газовому оборудованию , был специально снят, чтобы показать, что утечка газа снаружи очень часто означает негерметичность самого крана. Потому варианты промазать корпус смазкой по наружной поверхности, заклеить пластилином и прочие народные методы не решают полностью проблему, а только создают иллюзию безопасности.

Для проведения ревизии нет нужды снимать газовый кран с газопровода. В данной статье это выполнено исключительно для наглядности процесса. Однако необходимо перекрыть подачу газа к газопроводу и стравить давление, а также предупредить соседей, чтобы они отключили все газопотребляющие приборы!

Необходимый инструмент

Для выполнения ревизии понадобится следующий инструмент:

  • широкая плоская отвертка
  • рожковый ключ № 17
  • смазка для газовых кранов
  • ветошь

Примечание. При отсутствии специальной газовой смазки ее вполне можно заменить графитной смазкой. Нежелательно использовать солидол, т. к. его свойства сильно зависят от температуры.

Процесс ревизии крана пробкового конусного муфтового

Плоской отверткой откручиваем резьбовую заглушку.

Вынимаем пружинку.

Плоской отверткой немного проворачиваем пробку крана, надавливая на нее. Пальцем второй руки придерживаем пробку. При ее заклинивании можно немного пристукнуть молотком по отвертке.

Примечание. Не повредите отверткой внутреннюю поверхность крана и не роняйте пробку, во избежание возникновения царапин и забоин!

Вынимаем пробку.

Ветошью протираем корпус крана и пробку. Засохшую смазку можно удалить бензином или спиртом.

Отверткой удаляем остатки старой смазки из пробки.

Наносим смазку тонким слоем на пробку.

Помещаем смазанную пробку в корпус.

Набиваем смазку в полость, где располагается пружина.

Размещаем пружину в пазу пробки.

Смазываем резьбовую заглушку и вкручиваем ее в корпус на несколько витков отверткой. Пружина должна попасть в паз на пробке.

Закручивая отверткой резьбовую заглушку, регулируем плавность хода крана. Проверяем, проворачивая пробку отверткой. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко.

Процесс ревизии крана пробкового конусного проходного натяжного

Придерживая пробку крана ручкой, откручиваем 17-м ключом по очереди контргайку и гайку.

Снимаем ограничительную шайбу.

Надавливаем пальцем на шпильку пробки, проворачивая пробку ручкой. При заклинивании пробки можно немного пристукнуть по шпильке молотком, предварительно накрутив на нее гайку, чтобы не повредить резьбу. Бить нужно по гайке!

Вынимаем пробку.

Очистка пробки и корпуса с последующей смазкой и сборкой производится аналогично муфтовому крану. Очищаем ограничительную шайбу от старой смазки.

Наносим смазку на корпус крана в месте прилегания ограничивающей шайбы.

Надеваем ограничивающую шайбу на паз шпильки. Пробку крана для этого ставим в полуоткрытое положение.

Накручиваем гайку прорезью к пробке крана.

Зажимая гайку, регулируем степень натяжения крана. Проверяем, проворачивая ручку крана. Кран не должен проворачиваться с усилием, но и не должен ходить чересчур легко. Поджимаем контргайку.

Еще раз проверяем плавность хода.

Результаты проделанной работы

После подачи газа и контрольного обмыливания, утечек газа не обнаружено! Кран герметичен и стал работать гораздо приятнее, без заеданий!