Глубинная бомба. Морские боеприпасы

Глубинные бомбы быстро зарекомендовали себя как надежное средство борьбы с подлодками противника. Однако на эффективности этого оружия сказывался способ применения, а именно сброс с кормовых бомбосбрасывателей. Требовалось правильным образом рассчитать курс корабля или катера, чтобы сброшенные бомбы попали в субмарину противника. Сложность проведения успешной атаки с лихвой компенсировалась мощностью заряда. Всего одна глубинная бомба с зарядом в несколько десятков килограммов взрывчатого вещества могла серьезно повредить подлодку или даже уничтожить ее.

Тем не менее, морякам требовалось средство для быстрой доставки бомбы к подлодке противника без сложных маневров. Уже в конце Первой мировой войны начали появляться проекты т.н. бомбометов – оружия, использующего для доставки бомб к целям артиллерийские принципы.

БМБ-1

В 1940 году на вооружении ВМФ Советского Союза был принят шточный бомбомет БМБ-1. Это оружие было создано в ленинградском СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина. СКБ-4 занималось разработкой артиллерийских систем и при создании нового бомбомета применило имевшиеся наработки. С точки зрения конструкции и принципа действия шточный бомбомет БМБ-1 являлся мортирой для стрельбы надкалиберным снарядом.

Основой бомбомета БМБ-1 была опорная плита с двумя парами колес для транспортировки. На плите устанавливались ствол и система его крепления. Наведение по вертикали не предусматривалось: ствол был жестко закреплен с углом возвышения 45°. В казенной части ствола имелся затвор с системой воспламенения метательного заряда. Для защиты от воды дуло оружия снабдили крышкой.

Основным боеприпасом бомбомета БМБ-1 была глубинная бомба ББ-1 обр. 1933 года, оснащенная специальным штоком (отсюда название «шточный бомбомет»). Боеприпас весом 165 кг нес 135 кг взрывчатого вещества. Со скоростью до 2,5 м/с бомба ББ-1 могла опускаться на глубину до 100 метров. Для использования с бомбометом бомба оснащалась штоком – стержнем, помещаемым в ствол орудия. Использование надкалиберной схемы позволило обеспечить стрельбу крупным боеприпасом при сохранении приемлемых размеров оружия.

По задумке конструкторов, бомбомет БМБ-1 должен был стрелять глубинной бомбой на одну из заданных дистанций. Путем изменения метательного заряда можно было стрелять на 40, 80 или 110 метров. Предполагалось, что экипаж корабля-носителя сможет вести огонь прямо по курсу или по траверзу корабля, развернув бомбомет в нужную сторону.

Шточные бомбометы БМБ-1 устанавливались на корабли различных типов и использовались на всем протяжении Великой Отечественной войны. Могущество бомбы ББ-1 позволяло наносить тяжелые повреждения вражеским подлодкам, однако сравнительно низкая скорострельность и малая дальность стрельбы ограничивали возможности оружия. Кроме того, для использования бомбомета БМБ-1 требовались специальные штоки, усложнявшие снабжение и эксплуатацию оружия.

БМБ-2

Эксплуатация шточного БМБ-1 была достаточно сложной, из-за чего конструкторы под руководством Б.И. Шавырина в следующем проекте отказались от использования штоков. Новым противолодочным оружием кораблей и катеров должен был стать одноствольный бесшточный бомбомет БМБ-2.

По конструкции БМБ-2 в некоторых чертах был похож на БМБ-1, однако имел массу отличий. На стационарной опорной платформе крепилась система установки ствола. Оружие должно было стрелять существующими глубинными бомбами без каких-либо дополнительных устройств, в результате чего получило ствол калибра 433 мм сравнительно малой длины.

Конструкция бомбомета БМБ-2 позволяла вести огонь на одну из расчетных дистанций: 40, 80 или 110 метров. Невозможность поворота орудия привела к тому, что огонь можно было вести только по траверзу корабля.

Первоначально основным боеприпасом бомбомета БМБ-2 предполагалось сделать глубинную бомбу ББ-1, габариты которой учитывались при разработке ствола. В конце сороковых годов была создана глубинная бомба БПС, отличавшаяся от ББ-1 большей скоростью погружения. Бомба весом 138 кг несла 96 кг взрывчатого вещества. Корпус бомбы имел обтекаемую форму и оснащался стабилизаторами. Новая форма корпуса позволяла бомба БПС погружаться со скоростью до 4,2 м/с.

Бомбомет БМБ-2 был принят на вооружение в 1951 году. Бесштоковая система позволила упростить эксплуатацию оружия в сравнении с предыдущим бомбометом. Тем не менее, характеристики нового орудия уже были недостаточными. К началу пятидесятых годов характеристики подлодок и их торпед ощутимо выросли и зачастую превосходили возможности нового советского бомбомета. В связи с этим бомбомет БМБ-2 довольно быстро уступил место новым системам с более высокими характеристиками.

МБУ-200

Глубинные бомбы ББ-1 и БПС был достаточно эффективным оружием, однако их использование в качестве боеприпасов для бомбометов БМБ-1 и БМБ-2 имело серьезные проблемы. Главная – низкая скорострельность, из-за которой вероятность поражения подлодки противника находилась на неприемлемом уровне. Решением этой проблемы могло стать создание многоствольной системы, посылающей к цели несколько бомб одновременно. Такое оружие уже существовало за рубежом и применялось советскими моряками. За годы Великой Отечественной британцы поставили Советскому Союзу несколько десятков бомбометов Mk 10 Hedgehog.

Несмотря на ряд имевшихся проблем, эта система позволяла буквально засеять глубинными бомбами участок в несколько сотен квадратных метров. В КБ под руководством Б.И. Шавырина было решено использовать британские идеи и создать на их основе собственное оружие – бомбомет МБУ-200. Это оружие стало первым отечественным бомбометом, название которого показывало максимальную дальность стрельбы: «200» означало 200 метров.

Главным элементом нового противолодочного бомбомета МБУ-200 стала стабилизированная по крену платформа с креплениями для остальных узлов. В задней ее части имелся газоотбойный щит, защищавший конструкцию корабля от пороховых газов. На платформе имелись 24 наклонные направляющие (четыре продольных ряда по шесть штук) с системой вертикальной наводки. Расчет бомбомета мог изменять угол возвышения каждой из 24 направляющих независимо друг от друга. Таким способом можно было изменять размеры обстреливаемой площади. Бомбомет оснастили электрической системой воспламенения метательного заряда. Управление стрельбой велось с помощью прибора ПУСБ-24-200. Оператор бомбомета должен был получать целеуказание от гидроакустиков.

Специально для бомбомета МБУ-200 в НИИ-24 Министерства сельскохозяйственного машиностроения была разработана новая глубинная бомба Б-30. Боеприпас имел корпус, состоявший из двух сопряженных цилиндров разного диаметра, а также хвостовую трубу, надевавшуюся на направляющую. Бомба Б-30 несла 13 кг взрывчатого вещества и оснащалась ударным взрывателем.

При подготовке к выстрелу расчет бомбомета должен был установить направляющие на нужный угол возвышения. Далее бомбы хвостовой трубой надевались на направляющие. Бомбомет МБУ-200 устанавливался стационарно на носу корабля-носителя, из-за чего горизонтальное наведение следовало осуществлять при помощи маневрирования. Максимальная дальность стрельбы достигала 180-200 метров. За счет индивидуального наклона каждой направляющей и небольшого «развала» крайних направляющих в стороны бомбомет МБУ-200 мог одним залпом накрыть эллипсовидную область размерами 45-50 м в ширину и 35-40 м по направлению стрельбы. Залп 24 бомбами повышал вероятность поражения и уничтожения цели.

Широкое использование идей, заимствованных у британского бомбомета, позволило советским конструкторам достаточно быстро завершить все работы. Противолодочный бомбомет МБУ-200 был принят на вооружение в 1949 году. Это оружие устанавливалось на кораблях различных типов. Самыми массовыми его носителями стали сторожевые корабли проекта 50 «Горностай», построенные серией из 68 единиц. Каждый из таких сторожевиков нес один бомбомет МБУ-200, предназначенный для стрельбы по целям перед носом, и четыре БМБ-2 для стрельбы по траверзу корабля.

МБУ-600

В 1955 году появилась модернизированная версия бомбомета МБУ-200 и новый боеприпас для нее. Бомбометная установка МБУ-600 сохранила основные черты базового оружия: стабилизированная по крену платформа и 24 наклонные направляющие. Однако для повышения характеристик были применены некоторые нововведения.

Сам бомбомет доработали с учетом опыта эксплуатации МБУ-200. Кроме того, некоторые изменения были внесены в связи с использованием новых бомб с более мощным метательным зарядом. Для управления стрельбой был создан прибор ПСУБ-24-600.

Модернизированная бомба Б-30М имела корпус меньшего диаметра в сравнении с базовой версией. Для улучшения аэродинамических характеристик новая глубинная бомба имела удлиненный обтекаемый корпус, а также вытянутый конический кожух хвостовой трубы. В хвостовой части боеприпаса имелся стабилизатор. Изменение конструкции бомбы позволило увеличить заряд взрывчатого вещества до 14,4 кг. За подрыв боевой части отвечал контактный взрыватель.

Принцип действия бомбомета МБУ-600 был таким же, как у МБУ-200. С точки зрения эксплуатации новый бомбомет отличался от старого только дальностью стрельбы и площадью обстреливаемого участка. Максимальная дальность стрельбы глубинными бомбами Б-30М составляла 640 м. Боеприпасы одного залпа укладывались в эллипс размером 80х45 м. Бомбомет МБУ-600 оказался гораздо эффективнее своего предшественника, поскольку позволял атаковать подлодки противника на втрое большем расстоянии.

Разработка и испытания системы МБУ-600 завершились в 1955 году. В 56-м это оружие приняли на вооружение. Бомбомет МБУ-600 использовался на головном тральщике проекта 264 (серийные корабли этого типа получили противолодочную систему другого типа), а также на различных эсминцах и сторожевиках.

РБУ

Бомбомет МБУ-600 был последней отечественной системой этого класса, использовавшей «традиционный» метод стрельбы боеприпасами. Дальнейшее развитие противолодочных бомбометов пошло по пути создания реактивных систем. Использование реактивных снарядов позволило значительно повысить эффективность бомбометов, не прибегая к усложнению конструкции оружия или боеприпасов.

Первый отечественный реактивный бомбомет РБУ был создан еще в 1945 году. Авторами проекта стали В.А. Артемьев и С.Ф. Фонарев, работавшие под руководством генерал-майора С.Я. Бодрова. Советские инженеры знали об американской противолодочной системе Mousetrap и создавали свой проект «с оглядкой» на зарубежный опыт. Подобное заимствование идей позволило достичь достаточно высоких характеристик. Система РБУ по своим характеристикам не уступала шточному бомбомету БМБ-1, а в ряде случаев превосходила его.

Сам реактивный бомбомет РБУ имел чрезвычайно простую конструкцию. На основной раме жестко крепились рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов (два ряда по две направляющие). Угол возвышения был фиксированным и составлял 15°. По два реактивных бомбомета предлагалось устанавливать в носовой части корабля-носителя: одновременно к цели можно было отправить восемь глубинных бомб.

Для использования с бомбометом РБУ была разработана глубинная бомба с реактивным двигателем РБМ. Этот боеприпас представлял собой бомбу БМ-1, оснащенную хвостовым блоком с реактивным двигателем и стабилизатором. Бомба РБМ несла 25 кг взрывчатого вещества и могла погружаться со скоростью около 3,2 м/с. Реактивная бомба оснащалась гидростатическим взрывателем К-3, рассчитанным для использования на глубинах до 210 метров.

Бомбомет РБУ мог наводиться в горизонтальной плоскости только поворотом всего корабля. Неизменяемый угол возвышения направляющих обеспечивал стрельбу только на фиксированную дальность. Используя бомбы РБМ, расчет бомбомета мог стрелять на дальность 240-250 метров и накрывать участок размерами 40х85 м. Несмотря на меньший заряд, бомбы РБМ за счет своего количества могли стать гораздо более эффективным оружием, чем боеприпасы шточного миномета БМБ-1.

Реактивный бомбомет РБУ и глубинная бомба РБМ были приняты на вооружение в 1945 году. Сравнительно малые габариты и отсутствие отдачи позволяло использовать эту систему на кораблях и катерах нескольких типов. Бомбометы РБУ применялись как минимум до середины пятидесятых годов, после чего на смену им пришли новые системы этого класса.

РБУ-1200 «Ураган»

При простоте конструкции, реактивный бомбомет РБУ показал себя как надежное и удобное оружие. По этой причине работы по тематике реактивных противолодочных бомбометов были продолжены. В начале пятидесятых годов сотрудники НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством С.Я. Бодрова и В.А. Артемьева работали над проектом бомбомета РБУ-1200, который должен был входить в состав противолодочной системы «Ураган».

Бомбомет РБУ-1200 представлял собой пусковую установку для реактивных снарядов, оснащенную системой вертикальной наводки. Поворот установки в горизонтальной плоскости не предусматривался. Имелась стабилизация по качке. На опорно-поворотном устройстве бомбомета располагался блок из пяти стволов-направляющих калибра 253 мм. Приводы бомбомета позволяли наводить стволы по вертикали в пределах от 0° до +51°.

В первой половине пятидесятых для бомбометов РБУ-1200 и РБУ была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-12. Боеприпас весом 73 кг нес 32 кг взрывчатого вещества и оснащался гидростатическим взрывателем К-3. Позже бомбы РГБ-12 начали комплектоваться контактно-дистанционным взрывателем КДВ, который обеспечивал подрыв заряда как на заданной глубине, так и при столкновении с целью. Скорость погружения новой бомбы достигала 8 м/с.

Используя реактивные бомбы РГБ-12, расчет бомбомета РБУ-1200 мог атаковать цели на дальностях 400-1400 метров. Максимальная глубина поражения цели ограничивалась возможностями взрывателей и составляла 300-330 м. Залп из пяти бомб рассеивался по эллипсовидному участку 70х120 м. На залп уходило не более 2 секунд.

Важной особенностью комплекса «Ураган», в состав которого входил бомбомет РБУ-1200, стала одноименная система управления ПУСРБ «Ураган». Система автоматически получала от гидроакустического комплекса данные о цели (дальность, глубина, курс и скорость) и могла самостоятельно рассчитывать время пуска бомб. Новая система управления «Ураган» позволяла заметно повысить точность стрельбы.

Следует отметить, реактивный бомбомет РБУ-1200 имел ряд серьезных недостатков, в том числе и в сравнении с предыдущими отечественными противолодочными системами. Так, в ходе одного залпа он мог отправить к цели лишь 5 глубинных бомб, для горизонтальной наводки требовалось маневрирование корабля, а перезарядка производилась вручную. Тем не менее, большая дальность и точность стрельбы, а также наличие на одном корабле нескольких бомбометов, компенсировали все имеющиеся недостатки.

Бомбомет РБУ-1200 был принят на вооружение в 1955 году и устанавливался на корабли нескольких типов: малые противолодочные проектов 122, 122-бис 12412, тральщики пр. 266М и пограничные катера пр. 12412П. Бомбометы как отдельно, так и в составе вооружения кораблей, передавались флотам нескольких зарубежных государств. На базе системы РБУ-1200 китайские инженеры создали несколько собственных бомбометов с различными характеристиками. Кроме того, советский реактивный бомбомет стал основой для китайской машины дистанционного разминирования Type 81, оснащенной 10-ствольной пусковой установкой.

РБУ-2500 «Смерч»

Главными недостатками реактивного бомбомета РБУ-1200 были недостаточное количество бомб в залпе и невозможность горизонтальной наводки. При разработке новой противолодочной системы РБУ-2500 были учтены недостатки существующего оружия. Система «Смерч» с реактивным бомбометом РБУ-2500 создавалась в НИИ-1 под руководством Н.П. Мазурова.

Все агрегаты нового бомбомета крепились на опорной платформе и поворотном основании. В отличие от предыдущих систем, бомбомет РБУ-2500 мог вращаться вокруг своей оси и наводить стволы в горизонтальной плоскости. Новый бомбомет получил 16 стволов (два горизонтальных ряда по восемь стволов) калибра 212 мм. При помощи гидроприводов стволы РБУ-2500 могли наводиться в любом направлении в горизонтальной плоскости (за исключением направлений, перекрываемых конструкцией корабля). Максимальный угол возвышения доходил до 50°.

Основным боеприпасом бомбомета РБУ-2500 стала глубинная бомба РГБ-25. Этот боеприпас общей длиной 1350 мм и весом 84 кг нес заряд взрывчатого вещества 25,8 кг и мог погружаться со скоростью до 11 м/с. Гидростатический взрыватель позволял устанавливать глубину подрыва до 350 м. Новый реактивный двигатель доставлял бомбу на расстояние до 2500 м от корабля. Минимальная дальность стрельбы была ограничена 500 метрами. К началу шестидесятых годов был принят на вооружение неконтактный акустический взрыватель ВБ-1М с радиусом действия 6 м. Неконтактный взрыватель использовался в паре со штатным гидростатическим. Для обозначения обнаруженных целей могла использоваться реактивная бомба-ориентир «Свеча» с весом и габаритами боевой РГБ-25.

Для управления бомбометом РБУ-2500 использовалась система ПУСРБ «Смерч», дополненная приставкой «Звук». Алгоритм работы нового оружия остался таким же, как и в случае с предыдущим РБУ-1200. По своим возможностям новый реактивный бомбомет превосходил предыдущий, чему поспособствовало значительное увеличение боекомплекта и возможность горизонтальной наводки. Следует отметить, система РБУ-2500 сохранила ручную перезарядку, однако большее количество стволов и использование нескольких бомбометов на одном корабле компенсировало этот недостаток.

Реактивный бомбомет РБУ-2500 был принят на вооружение в 1957 году. Эта система устанавливалась на эсминцах проектов 31, 41, 56, 56-ПЛО, 56-М, 56-ЭМ и 56-А, а также на сторожевиках пр. 50-ПЛО. Кроме того, противолодочная система «Смерч» поставлялась в некоторые зарубежные страны: Вьетнам, Индию, Румынию и Сирию.

РКУ-4500А «Бурун»

Одновременно с бомбометом РБУ-2500 сотрудники НИИ-1 под руководством Н.П. Мазурова работали над противолодочной системой, призванной дополнить его. Новую систему РКУ-4500А «Бурун» предлагалось устанавливать на корме корабля. Ее задачей был отстрел глубинных бомб за корму и повторная атака подлодки противника, уже обстрелянной системой «Смерч». Таким способом планировалось повысить эффективность работы противолодочных систем, а также заменить давно устаревшие кормовые бомбосбрасыватели.

В состав системы «Бурун» вошли четыре реактивных бомбомета РКУ-36У. Эти агрегаты представляли собой опорную платформу с механизмами вертикальной наводки, на которых крепились шесть стволов (два вертикальных ряда по три ствола) калибра 302 мм. Стрельба за корму корабля подразумевала потерю гидроакустического контакта с подлодкой противника. По этой причине бомбометы РКУ-36У предлагалось не оснащать системами горизонтальной наводки, но устанавливать на корме «веером». В таком случае появлялась возможность нанести массированный удар по сравнительно большой площади.

«Добивать» вражескую субмарину, поврежденную при помощи бомбомета РБУ-2500, предлагалось при помощи «реактивных кормовых бомб» РКБ. Каждый такой боеприпас при весе 180 кг нес 101 кг взрывчатого вещества. Реактивный двигатель бомбы РКБ позволял стрелять на дальность 90-115 метров. Попав в воду, бомба начинала погружаться со скоростью до 11,4 м/с. Боеприпас оснащался контактным и неконтактным акустическим взрывателем ВБ-1М. Такое оснащение позволяло уничтожать цели на глубинах до 350 м. Один залп четырех бомбометов системы РКУ-4500А «Бурун» разбрасывал глубинные бомбы по участку размерами 120х200 метров.

Для управления системой «Бурун» использовались соответствующие элементы комплекса «Смерч», а также набор специальной аппаратуры «Смерч-56». Последняя, принимая информацию от ПУСРБ «Смерч» и корабельных систем, должна была рассчитывать взаимное положение корабля и вражеской подводной лодки, а также определять момент выстрела.

На систему «Бурун» возлагались большие надежды, однако она не получила большого распространения. Бомбометы РКУ-36У были установлены только на нескольких эсминцах проекта 56-ПЛО. Вместо четырех кормовых бомбометов эти корабли получили по два. Несмотря на ожидания, подобное оружие сочли неэффективным: атака подлодки за кормой подразумевала потерю контакта с ней, что соответствующим образом могло сказаться на точности стрельбы. Во время очередной модернизации бомбометы системы «Бурун» были заменены на РБУ-2500.

РБУ-6000 «Смерч-2»

Развитие подводных лодок и их вооружения к началу шестидесятых годов привело к тому, что корабль имел невысокие шансы подойти к вражеской субмарине на дистанцию атаки. Подлодка, в свою очередь, могла использовать торпеды с безопасного расстояния. Боевым кораблям теперь требовалось оружие, способное бороться как с подлодками противника, так и с их торпедами. Разработка сразу двух подобных систем стартовала в соответствии с постановлением Совмина СССР от 13 октября 1960 года. Созданием новых противолодочных систем вновь занялся НИИ-1. Главным конструктором проектов «Смерч-2» и «Смерч-3» стал В.А. Масталыгин.

Одной из главных претензий к предыдущим противолодочным бомбометам была ручная подготовка к стрельбе. Морякам приходилось вручную вводить глубину подрыва во взрыватели бомб и самостоятельно помещать их в стволы оружия. Все это затрудняло работу, а также сказывалось на скорострельности и эффективности стрельбы. По этой причине новый противолодочной системы «Смерч-2» был максимально автоматизирован. Почти все сложные операции, связанные с подготовкой к стрельбе, были возложены на различные механизмы.

Механизмы бомбомета РБУ-6000 размещаются на поворотной тумбовой установке. На верхней ее части находится блок из 12 стволов калибра 212 мм с характерным взаимным расположением. Стабилизированная установка позволяет наводить стволы в любом направлении по горизонтали. Углы вертикальной наводки лежат в пределах от -15° до +60°. Важной особенностью бомбомета РБУ-6000 стала автоматическая система заряжания. При подготовке к стрельбе блок стволов приводится в вертикальное положение («угол возвышения» 90°), а специальная система производит их перезарядку. Подъемник системы заряжания последовательно подает глубинные бомбы из погреба в стволы.

После подачи бомбы в один из стволов пусковая установка поворачивается и подает к люку следующий ствол. На дульной части всех 12 стволов имеется откидной механизм с разъемом для ввода установок во взрыватель бомбы. Аналогичные механизмы расположены на казенной части стволов и отвечают за зажигание двигателей. Использование подобных систем позволяет минимизировать участие человека в работе бомбомета. Всеми процессами операторы комплекса управляют со своего поста.

Появление подводных лодок стало поворотной точкой в истории развития военно-морского флота. Первые субмарины наводили настоящий ужас на моряков, ведь как можно противостоять противнику, скрытому морской пучиной, на удар которого нельзя ответить. Вскоре борьба с подлодками противника стала одной из важнейших боевых задач для любого военно-морского флота. Адмиралам пришлось крепко задуматься над изменением тактики ведения боевых действий и поиском новых инструментов, с помощью которых можно было бы противостоять новой угрозе.

И уже в 1914 году такой инструмент был создан: в Великобритании была испытана первая глубинная бомба – важнейший вид противолодочного оружия, которое стоит на вооружении большинства флотов мира и в наши дни. Первые средства противолодочной обороны, включая глубинные бомбы, не отличались совершенством, поэтому во время Первой и Второй мировой войны немецкие подводники смогли устроить настоящий террор на коммуникациях противника. Но уже к концу Второй мировой войны союзники смогли найти эффективные средства борьбы против германского подводного флота.

Послевоенный период ознаменовался настоящей революцией в развитии подводного флота. Субмарины получили ядерную силовую установку и межконтинентальные баллистические ракеты в качестве основного вооружения. Вопрос борьбы с подводной угрозой превратился в стратегический. Теперь противолодочная оборона стала частью куда более важной задачи – защиты собственной территории от ядерного удара противника. Поэтому для ее решения не жалели средств. Именно в период Холодной войны на вооружении флотов появились ядерные глубинные бомбы и торпеды с ядерной боевой частью. Последние боеприпасы подобного типа были сняты с вооружения еще в 90-е годы прошлого века.

В СССР долгое время на этот вид оружия практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов на вооружение отечественного флота были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. Это были обычные металлические бочки, заполненные тротилом. Они имели взрыватель с часовым механизмом, который позволял поражать цели на глубинах до 100 метров. Во время бомбометания ББ-1 и БМ-1 просто сбрасывали за борт с помощью кормовых или бортовых бомбосбрасывателей. Недостаточная скорость погружения этих боеприпасов затрудняла поражение подводных лодок противника.

Во время войны советские моряки в основном использовали глубинные бомбы, поставленные в страну по ленд-лизу. Американские и английские боеприпасы существенно превосходили советские бомбы по своим основным характеристикам. А значительное увеличение глубин погружения субмарин (200-220 метров), которое стало распространенной тактикой к концу войны, сделало советские боеприпасы практически бесполезными. Хотя, надо отметить, что наиболее совершенные образцы этого оружия в СССР не поставлялись.

В наше время глубинные бомбы постепенно отходят в прошлое, их заменяют более точные виды противолодочного оружия (управляемые торпеды, ракето-торпеды), но в то же время они до сих пор находятся на вооружении крупнейших военно-морских сил мира. Однако прежде чем говорить о современных видах этого оружия, следует дать описание конструкции глубинной бомбы, а также сказать несколько слов об особенностях их применения.

Глубинные бомбы: общее описание и основные особенности

Глубинная бомба – это вид боеприпаса, предназначенный для уничтожения подводных лодок в их боевом (подводном) положении. Он состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя. Вместо обычной взрывчатки, может быть использован ядерный заряд. Взрыватель глубинной бомбы также может быть разным: контактным, бесконтактным или рассчитанным на активацию на заданной глубине. Нередко глубинные бомбы имеют несколько взрывателей.

Контактный взрыватель срабатывает после удара о корпус субмарины, неконтактный – при прохождении боеприпаса на определенном расстоянии от подводной лодки. Неконтактный взрыватель может реагировать на магнитное поле субмарины или издаваемый ею шум. Взрыватель, рассчитанный на срабатывание на определенной глубине, имеет гидростат, который срабатывает от повышения давления и активирует детонатор. Этот тип взрывателя позволяет заранее задавать глубину, на которой произойдет подрыв.

В упрощенном виде глубинная бомба представляет собой цилиндр, заполненный взрывчаткой. Первоначально их и изготавливали в форме бочки. Однако такая форма боеприпаса довольно несовершенна, она обуславливает низкую скорость погружения бомбы, и, как правило, заставляет боеприпас «кувыркаться» в кильватерной струе противолодочного корабля. Бросьте консервную банку в бассейн, и вы увидите, какие кульбиты она будет выполнять во время погружения. Такая «акробатика» не только замедляет погружение боеприпаса, но и значительно уводит его в сторону от точки сброса. Что, в свою очередь, понижает точность бомбометания.

Именно из-за гидродинамического несовершенства от использования глубинных бомб цилиндрической формы давно отказались. Современные боеприпасы этого вида имеют грушевидную или каплеобразную форму, обычно они оснащены хвостовым оперением – стабилизаторами, что еще больше повышает точность их применения.

Как же действует глубинная бомба?

Принцип действия глубинной бомбы основан на том, что вода, как и любая другая жидкость, практически не сжимается. Сила наземного взрыва довольно быстро уменьшается, потому что ударная волна поглощается воздухом и постепенно сходит на нет. В воде ситуация иная, взрывная волна создает большое давление, которое весьма эффективно действует даже на значительном расстоянии от эпицентра. Так что для разрушения корпуса субмарины необязательно прямое попадание (хотя, конечно же, оно предпочтительно). Взрыв глубинной бомбы рядом с подлодкой вполне может разрушить ее корпус или значительно повредить внутренние механизмы подводного корабля. Сила взрыва постепенно уменьшается с увеличением радиуса распространения ударной волны. Наибольшей убийственной силой обладают ядерные глубинные бомбы, радиус их поражения может достигать нескольких тысяч метров.

Естественно, что подводная лодка не изображает из себя неподвижную мишень, а всячески пытается уйти от нацеленного на нее залпа глубинных бомб. Современные средства гидроакустики позволяют субмарине «слышать», что происходит на поверхности и определять момент бомбометания. После чего она начинает маневры уклонения, целью которых является избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Следует отметить, что субмарина, действуя в трех измерениях, может довольно успешно уходить от поражения глубинными бомбами. Для этого лодка может менять глубину, курс, скорость, дрейфовать или замирать без движения. Лечь на дно или идти зигзагом, чтобы усложнить противолодочным кораблям их задачу. Маневрирования субмарины во время бомбометания во многом напоминает действие самолета во время ракетной атаки.

Противолодочный корабль сбрасывает глубинные бомбы вслепую, ориентируясь только на данные акустики. Но акустический контакт – это вещь не слишком надежная, он часто прерывается. Поэтому глубинная бомба является весьма неточным оружием, для гарантированного уничтожения подводного корабля, как правило, необходимы сотни бомб.

Одной из главных характеристик глубинной бомбы является скорость ее погружения, чем она выше, тем больше эффективность боеприпаса.

Глубинные бомбы могут применяться по-разному. Первоначально их просто сбрасывали с кормы противолодочных кораблей, но такой способ был не слишком эффективен. Нередко боеприпас после попадания в воду подхватывался кильватерной струей корабля и значительно менял направление своего погружения. Позже для применения глубинных бомб стали использовать бомбометы различных конструкций. Обычно они представляли собой мортиры, из которых бомбы отстреливались с определенным углом возвышения. Бомбометы значительно повысили эффективность использования глубинных бомб, так как позволяли быстро накрыть залпом большой участок водной поверхности.

После Второй мировой войны на вооружение были приняты реактивные бомбометы, в качестве боеприпаса которых использовались реактивные глубинные бомбы (РБК).

Реактивная глубинная бомба имеет стабилизатор и твердотопливный реактивный двигатель. Подобные боеприпасы позволяют не только более точно и быстро производить бомбометание, но и имеют большую скорость погружения, благодаря ускорению, с которым бомба входит в воду.

В настоящее время глубинные бомбы применяются не только с кораблей, но и с самолетов и вертолетов. Сегодня на вооружении ВМС РФ стоит противолодочная авиабомба ПЛАБ-250–120. Вес этого боеприпаса составляет более 120 кг, из которых 60 кг приходится на взрывчатое вещество. Также современные глубинные бомбы могут доставляться до места использования с помощью ракет.

Из современных российских реактивных бомбометов можно отметить РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3», а также комплекс «Удав-1М», который способен не только бороться с подлодками противника, но и уничтожать вражеские торпеды и подводных диверсантов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Глубинные бомбы

Глубинные бомбы, используемые американскими эсминцами в годы Второй Мировой войны, по форме и размерам напоминали топливные бочки по 25 и 50 галлонов. Они содержали в себе заряды в 300 и 600 фунтов ТНТ. На палубе корабля эти бомбы были достаточно безопасными, но когда взрыватель активировался давлением воды, они превращались в смертоносный снаряд. Взрыватель бомбы располагался в трубке по оси цилиндра и представлял собой попросту гидростат, срабатывающий от повышения давления. С помощью наружных регуляторов бомбу можно было установить на взрыв на различной глубине.

В начале войны корабль, находящийся в опасном районе, обычно держал бомбы установленными для взрыва на средней глубине, чтобы сэкономить время на случай внезапной атаки. Но потом от этого отказались ради повышения безопасности. Выяснилась опасность поражения людей в воде при взрыве бомб, ушедших в глубину вместе с тонущим кораблем. После этого глубинные бомбы стали держать на предохранителе до самого момента сброса в воду.

Чтобы повредить лодку, бомба совсем не обязательно должна была попасть в нее. Так как жидкости практически несжимаемы, то относительно небольшая сила, приложенная к ограниченному объему, может создать высокое давление.

Конечно, океан нельзя считать «ограниченным объемом». Но сила подводного взрыва легко передается и создает большие давления на небольшом расстоянии от его центра. Если лодка оказывается недалеко от места взрыва, создаваемое им давление почти целиком передается на корпус, причем почти равномерно по всей его поверхности. Конечно, прямое попадание было бы более предпочтительным, однако оно не обязательно. Взрыв бомбы рядом с лодкой может разрушить ее корпус, вызвать множество течей, вывести из строя расположенные внутри лодки механизмы.

Разумеется, подводная лодка не будет изображать из себя неподвижную мишень для глубинных бомб. Она слышит, что делает находящийся на поверхности охотник, и прежде чем бомбы полетят вниз, лодка сделает все возможное, чтобы уклониться от этих «гостинцев».

Такие действия называются «маневрами уклонения». Подводная лодка может начать их сразу, как только заподозрит, что ее обнаружили. Она может применить их в последнюю секунду, чтобы увернуться от уже нацеленного залпа. Чтобы уйти от глубинных бомб, подводная лодка меняет курс, скорость, глубину, замирает без движения и дрейфует. Она может найти «лисью нору» на дне и лежать неподвижно, выключив все механизмы, чтобы притвориться уничтоженной. Она может идти зигзагом впереди охотников. Действуя в трех измерениях, подводная лодка имеет такие же возможности маневра, как и самолет в воздухе.

Охотник за подводной лодкой обычно сбрасывает бомбы на движущуюся цель вслепую, следя за целью только с помощью акустики. Но акустический контакт ненадежен, а на малых расстояниях он теряется. Более того, подводная лодка может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали. А сонар не может указать точную глубину цели. В Первую Мировую войну так и не удалось создать прибор для точного определения глубины нахождения лодки, поэтому многие атаки завершились неудачно из-за того, что взрыватели бомб были установлены на слишком большую или слишком малую глубину. В начале Второй Мировой войны противолодочные корабли оказались в аналогичном положении.

Разумеется, самым важным фактором является скорость, с которой удается провести атаку после обнаружения цели. Она в первую очередь зависит от бомбосбрасывателей и бомбометов. Но много зависит и от скорости погружения бомбы.

Также ясно, что успех атаки определяется и точностью направления, в котором погружается сброшенная бомба. Старые «бочки» имели невысокую скорость погружения. Сбрасываемые с кормы эсминца, они начинали кувыркаться в кильватерной струе. Такая «подводная акробатика» снижала скорость погружения бомбы и могла увести ее в сторону.

Чтобы устранить эти и другие недостатки, инженеры создали обтекаемую каплевидную глубинную бомбу.

Эта бомба была сконструирована, так как требовалось оружие с повышенной скоростью погружения и более устойчивой подводной траекторией. Это позволяло увеличить точность бомбометания по сравнению с бомбами старых образцов.

Бросьте в бассейн банку тушенки, и вы увидите, как она кувыркается. Вы также убедитесь, что она упадет на дно на некотором расстоянии от точки, где была сброшена. А теперь бросьте в бассейн грушевидный предмет того же веса. Вы увидите, что он погружается гораздо быстрее, всегда тяжелым концом вниз, и упадет именно в той точке, в которой был сброшен.

Корабельные глубинные бомбы и бомбометы

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубин­ные бомбы. По ленд-лизу в СССР серийно поставлялось по меньшей мере пять типов обычных (в отличие от при­менявшихся для многоствольных бомбометов) глубин­ных бомб.

Из анализа таблицы видно, что импортные образцы глубинных бомб по своим характеристикам значительно превосходили отечественные бомбы ББ-1 и БМ-1, приня­тые на вооружение еще в 1933 г. Улучшение характерис­тик бомбового оружия союзников происходило в годы войны, в то время как наши бомбы не модернизировались. В частности, увеличение максимальной глубины погружения ПЛ противника до 200-220 м к концу войны сдела­ло их совершенно неэффективными. В то же время необ­ходимо отметить, что в СССР не поставлялся целый ряд еще более совершенных образцов бомб союзников. Так, например, в Англии еще с конца 1940 г. использовалась «тяжелая» бомба Mk VII со скоростью погружения 5,1 м/с и радиусом эффективного разрыва 7,9 м1. В США в 1943-1944 гг. были разработаны глубинные бомбы Мк 8 с магнитным и Мк 14 с акустическим взрывателями. Вес­ной 1943 г. на вооружение была принята глубинная бомба Мк 9, в которой за счет уменьшения веса до 154 кг (вес ВВ 91 кг торпекса), придания ей каплевидной формы, специального стабилизатора и груза удалось довести скорость погружения сначала до 4,4 м/с, а затем до 6,9 м/с2. Отече­ственный аналог - бомба с повышенной скоростью погру­жения «БПС» (вес - 138 кг, вес ВВ - 96 кг, скорость погру­жения - 4,2 м/с) - поступил на вооружение советского флота только в 1950 г.

Наиболее эффективным способом применения глубин­ных бомб в британском флоте первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным ГАС. Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения ПЛ (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответство­вавшее времени погружения глубинных бомб и скорости ПЛ, и сбрасывал серию бомб. Она, в за­висимости от типа и вооружения корабля, в начале Второй мировой войны состояла не более чем из 3-7 глубинных бомб. Уже в 1940 г. выяс­нилось, что для надежного поражения ПЛ необ­ходимо одновременное сбрасывание не менее 10 глубинных бомб Мк VII , в соответствии с чем к середине войны большинство противолодочных кораблей получили возможность сбрасывать 10-14 - бомбовые серии.

В дальнейшем был разработан способ, по­лучивший название «подкрадывающейся ата­ки». Он заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из которых поддерживал с ПЛ гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший ата­ку с использованием кормовых бомбосбрасы­вателей и бортовых бомбометов.

В советском Военно-морском флоте (на Се­верном флоте) первые случаи применения им­портных глубинных бомб относились к концу 1941 г., но регулярно они стали использоваться только в 1944-1945 гг. Суммарные поставки им­портных глубинных бомб составили: 7093 обыч­ные и 1426 для многоствольных бомбометов из Великобритании, а также 9198 и 20630 соответ­ственно из США. В «Итоговом отчете о боевой деятельности Северного флота во время Вели­кой Отечественной войны» отмечались, чти им­портные бомбы сначала использовались без описаний и аппаратуры для проверки взрывате­лей, которая поступила с большим опозданием. Это, а также недостаточное освоение иностран­ной техники личным составом, привело к тому, что в первые месяцы применения ленд-лизовские бомбы давали до 50-60% отказов. Впос­ледствии, с устранением вышеуказанных недо­статков случаи отказов сократились до 1-3%.

Для увеличения площади поражения ис­пользовались бортовые бомбометы, стрелявшие по траверзу противолодочного корабля. Па вооружение нашего флота вместе с кораблями со­юзников поступило два типа бортовых одност­вольных бомбометов: английский шточный Мк II (на ЭМ типа «Дерзкий») и американский бесшточный Мк 6 (также именовался «К»-ору­дием»; устанавливался на фрегатах, тральщиках «AM » и больших охотниках «БО-1»). Импорт­ные бомбометы могли выбрасывать английские бомбы Мк VII на дистанции 37 и 62 м соответст­венно. По ТТЭ они примерно соответствовали советскому шточному бомбомету БМБ-1. вы­брасывавшему бомбы ББ-1 на 40-110 м. В то же время в отчетных документах отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло использование бомбо­метов. В создавшемся положении командова­нию СФ пришлось организовать производство деревянных штоков силами местной промыш­ленности8. В отчетах отмечалось, что бесшточные бомбометы несколько сложнее по своей конструкции, но значительно проще в примене­нии, однако из-за ограниченности запасов им­портных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежат перевооружению отечествен­ными бомбометами". Первый отечественный бесшточный бомбомет ВМБ-2 был принят на вооружение в 1951 г, когда данный вид воору­жения уже морально устарел.

Таблица 1. Основные тактико-технические данные глубинных бомб, состоявших на вооружении ВМФ СССР в 1941-1945 гг.

Тип бомбы Вес бомбы, Вес ВВ, тип ВВ Эффективный скорость глубина

(страна) кг кг радиус взрыва, м** погружения, м/с погружения, м

MkVII (B Бp ) 185 136 минол 6,1 2,1-3 до305

MkVIII ,XI (B Бp ) 113 77 торпекс ок.4 ок. 3* 7,6*

Mk 6(С ША) 191 136 ТНТ 6,4 2,4-3,7 183

Mk 7(США) 348 272 ТНТ 8,8-10,7 2,7-4 183

ББ-1 (СССР) 165 135 тротил ок.5 2,3-2,5 до 100

БМ-1 (СССР) 41 25 тротил ок. 1,2 2,1-2,3 до 100

* Английские глубинные бомбы Mk VIII , XI были созданы для использования с самолетов, однако в ВМФ СССР использовались с надводных кораблей (особенности боевого применения в архивных материалах не обнаружены). Бомбы оснащались гидростатическим взрывателем с установкой глуби­ны взрыва на 7,6 м - против ПЛ, находящихся в надводном положении, либо производящих срочное погружение.

** Радиус взрыва бомбы, на котором пробивается 22-мм корпус герм. ПЛ серии VIIC .

Иллюстрации

Глубинные бомбы Мк. VII с присоединенными штоками, подготовленные для заряжания в бортовой бомбомет Мк.м на борту канадского корвета «Морден», 1942г.
Кормовой бомбосбрасыватель на советском эскадренном миноносце проекта 7. Большая глубинная бомба ББ-1 с взрывателем К-3. Шточный бомбомет БМБ -1.
Бесшточный бомбомет БМБ -2. Взрыв бомбы Мк. VII . Английский бесшточный бомбомет Мк. V Бортовые бомбометы «К»-ган» и бомбосбрасы­ватели на корме амери­канского эскортного ми­ноносца.
Американская глубинная бомба Мк.6. Американская «300-фун­товая» глубинная бомба Мк.6 в бортовом бомбос­брасывателе торпедного катера. Американская каплевидная глубинная бомба Мк .9.

Появление подводных лодок оказало большое влияние на дальнейшее развитие всех военно-морских флотов мира. Адмиралам из разных стран пришлось учитывать новый класс техники в тактике и стратегии, а инженеры были вынуждены заняться разработкой нового специализированного , предназначенного для уничтожения вражеских подлодок. Первым типом вооружения, позволившим кораблям уничтожать подводные лодки в погруженном состоянии, стали глубинные бомбы. К концу Первой мировой войны несколько государств разработали свои варианты этого оружия и активно использовали их.

В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания. Сперва военные не проявляли интерес к подобному вооружению, а позже появились иные причины, по которым флот в течение некоторого времени не располагал специализированными противолодочными системами. Полномасштабное производство отечественных глубинных бомб стартовало только в начале тридцатых годов. В 1933 году на вооружение ВМФ СССР были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. В целом они были похожи друг на друга, однако имели ряд заметных отличий.


ББ-1

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») имела чрезвычайно простую конструкцию, свойственную подобным системам того времени. Боеприпас представлял собой металлическую бочку высотой 712 мм и диаметром 430 мм, заполненную тротилом. Бомба весом 165 кг несла 135 кг взрывчатого вещества. В зависимости от глубины такой заряд позволял надежно поражать цели на дальностях от 5 до 20 м. В верхней крышке «бочки» имелось место для установки взрывателя. Изначально за подрыв бомбы отвечал взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Использование часового механизма позволяло взорвать бомбу на заданной глубине (с некоторой погрешностью). Максимальная глубина применения бомбы ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м.

Схема бомбы ББ-1 с взрывателем К-3. Бомба БМ-1 имела такую же конструкцию.

Подобно зарубежным глубинным бомбам того времени, ББ-1 должна была использоваться вместе с кормовыми и бортовыми бомбосбрасывателями кораблей и катеров. Кормовой сбрасыватель представлял собой наклонную раму с рельсами и механизмом для удержания и сброса бомб. Бортовой – систему для удержания бомбы с небольшими рельсами для спуска боеприпаса за борт. По команде оператора бомба освобождалась и скатывалась за корму корабля или катера. Глубинная бомба ББ-1, имевшая цилиндрическую форму, погружалась со скоростью не более 2,5 м/с. Таким образом, погружение бомбы на максимальную глубину продолжалось не менее 40 секунд, что усложняло атаку подлодок противника.

Гидростатический взрыватель ВГБ не вполне устроил военных. Из-за использования часового механизма это устройство было недостаточно надежным и безопасным в использовании. Кроме того, максимальная глубина подрыва в 100 метров могла быть недостаточной для атаки подводных лодок зарубежных стран (прежде всего Германии), появившихся в конце тридцатых годов.

Для исправления сложившейся ситуации в 1940 году был создан новый гидростатический взрыватель К-3. Вместо сравнительно сложного часового механизма в этом взрывателе использовались гибкая мембрана и шток, которые на определенной глубине должны были воспламенять порох в дистанционной трубке. Новый взрыватель позволил увеличить максимальную глубину подрыва бомбы до 210 м.

Бомбомет БМБ-1 с шточным вариантом бомбы ББ-1.

В 1940 году в Советском Союзе был создан первый бомбомет собственной разработки. Ленинградское СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина разработало шточный бомбомет БМБ-1, представлявший собой мортиру для стрельбы надкалиберным боеприпасом. В качестве «снаряда» для этой мортиры предлагалась бомба ББ-1, на боковой поверхности которой крепился специальный стержень-шток. Бомбомет БМБ-1 путем изменения метательного заряда позволял стрелять на дальность 40, 80 и 110 м.

Несмотря на появление шточных бомбометов БМБ-1, в течение Великой Отечественной войны бомбы ББ-1 в основном использовались «традиционно» – в сочетании с бомбосбрасывателями. Такая методика приводила к кратковременной потере гидроакустического контакта с подлодкой противника, однако позволяла «накрыть» бомбами сравнительно большой участок. Кроме того, рельсовые сбрасыватели были гораздо проще в эксплуатации.

В 1951 году на вооружение флота был принят бесшточный бомбомет БМБ-2. Это оружие представляло собой мортиру калибра 433 мм, способную стрелять глубинными бомбами на дальность 40,80 или 110 м (дальность изменялась установкой ствола на один из трех углов возвышения). В качестве боеприпаса для этой системы первоначально предлагалась глубинная бомба ББ-1, габариты и вес которой учитывался при разработке. Тем не менее, характеристики «Бомбы большой» в конце сороковых годов уже не полностью удовлетворяли требованиям военных, из-за чего вскоре была разработана глубинная бомба БПС, постепенно заменившая ББ-1 в качестве боеприпаса для бомбомета БМБ-2.

Одновременно с «Бомбой большой первой модели» на вооружение ВМФ СССР была принята «Бомба малая первой модели» БМ-1. Оба боеприпаса были похожи с точки зрения конструкции, но отличались габаритами, весом и, как следствие, боевыми качествами. Бомба БМ-1 имела корпус диаметром 252 мм и длиной 450 мм. При общем весе 41 кг БМ-1 несла только 25 кг тротила, из-за чего радиус поражения не превышал 4-5 метров. Скорость погружения не превышала 2,5 м/с.

Бомба БМ-1 в экспозиции Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны. Фото toto-iono.livejournal.com/

Обе глубинные бомбы образца 1933 года сначала комплектовались взрывателем ВГБ, который в 1940 году уступил место более новому и совершенному К-3. Ввиду меньших размеров и мощности заряда глубинная бомба БМ-1 предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.

Боеприпасы для бомбомета РБУ

Еще до окончания Великой Отечественной войны бомба БМ-1 стала основой для нового противолодочного боеприпаса. В 1945 году на вооружение советского флота был принят первый отечественный реактивный бомбомет РБУ, предназначенный для использования глубинных бомб РБМ.

Бомба РБМ представляла собой БМ-1 с установленным на ней хвостовым блоком. В цилиндрической части хвостового блока предусматривались твердотопливный реактивный двигатель и кольцевой стабилизатор. Параметры «боевой части» в виде бомбы БМ-1 остались прежними. Общий вес бомбы РБМ достиг 56 кг. РБМ использовалась с гидростатическим взрывателем К-3. В отличие от предыдущих отечественных глубинных бомб, РБМ входила в воду круглым торцом вперед и падала в воду с определенным ускорением. Благодаря этому скорость погружения увеличилась до 3-3,2 м/с.

Бомбомет РБУ

В 1953 году бомбомет РБУ получил новый боеприпас с более высокими характеристиками. Бомба РГБ-12 имела общую длину 1240 мм и диаметр корпуса 252 мм. При общем весе 71,5 кг она несла 32 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированного уничтожать цели в радиусе 6 метров. Бомба получила комбинированный гидростатический и контактный взрыватель К-3М, позволявший атаковать цели на глубинах до 330 м. Благодаря носовому обтекателю скорость погружения бомбы РГБ-12 достигала 6-8 м/с. Более мощный заряд твердотопливного двигателя позволял бомбе лететь на 1200-1400 м. Залп из восьми бомб РГБ-12 (два бомбомета РБУ) позволял «накрыть» эллипс размерами 70х120 м.

Бомбомет РБУ-1200 и бомба РГБ-12

Реактивная глубинная бомба РГБ-12 оказалась удачной, однако характеристики бомбомета РБУ оставляли желать лучшего. В результате в середине пятидесятых годов ВМФ СССР получил новый бомбомет РБУ-1200 «Ураган», позволявший с большей эффективностью реализовывать потенциал бомбы.

Б-30 и Б-30М

В 1949 году успешно прошли испытания нового бомбомета МБУ-200, разработанного конструкторами СКБ МВ под руководством Б.И. Шавырина. Эта система основывалась на идеях, заимствованных из британского проекта Mk 10 Hedgehog. Бомбомет МБУ-200 имел пусковую установку в виде 24 наклонных стержней-направляющих, на которые должны были надеваться бомбы Б-30.

Подготовка бомбомета БМУ-200 к стрельбе. Матросы устанавливают бомбы Б-30

Глубинная бомба Б-30 имела головную часть цилиндрической формы с обтекателями, а также хвостовую трубу, в которой помещался метательный заряд. Боеприпас весом чуть более 20 кг нес 13-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Интересным нововведением проекта МБУ-200/Б-30 стал ударный взрыватель. Теперь бомбы должны были взрываться не на заданной глубине, а в случае столкновения с твердым предметом, прежде всего с подводной лодкой противника. По некоторым данным, чувствительность взрывателей была подобрана таким образом, чтобы подрыв одной бомбы залпа приводил к детонации остальных 23 боеприпасов.

Дальность стрельбы бомбами Б-30 достигала 200 метров. Раздельная регулировка угла возвышения направляющих позволяла «уложить» все 24 бомбы залпа в эллипс длиной 30-40 и шириной 40-50 м. При правильном определении углов наведения и момента выстрела контактные взрыватели бомб позволяли, как минимум, серьезно повредить подлодку противника.

В 1955 году завершилось создание бомбомета МБУ-600, представлявшего собой дальнейшее развитие системы МБУ-200. Для использования с ним предлагалась обновленная глубинная бомба Б-30М. Она получила корпус меньшего диаметра с обновленными обтекателями. Кожух хвостовой трубы, состоявший из нескольких цилиндрических деталей, имел близкую к конической форму. В хвостовой части бомбы имелся кольцевой стабилизатор, позволявший увеличить дальность стрельбы. Доработка корпуса позволила довести заряд бомбы Б-30М до 14,4 кг. За его подрыв по-прежнему отвечал контактный взрыватель.

Бомбомет МБУ-600 и бомба Б-30М

Глубинная бомба Б-30М получила новую более прочную хвостовую трубу. Также были усилены стержни-направляющие пусковой установки. Эти изменения были связаны с увеличением метательного заряда, позволившим повысить максимальную дальность стрельбы до 640 м. 24 бомбы залпа попадали в эллипс размерами 80х45 м.

Следует отметить, бомба Б-30М, выстреливавшаяся метательным зарядом, стала последним отечественным боеприпасом своего класса, использовавшим подобный метод запуска. Начиная с системы РБУ и глубинной бомбы РГБ-12, все отечественные противолодочные бомбометы используют исключительно реактивные боеприпасы.

На протяжении Второй мировой войны зарубежные оружейники активно работали над увеличением скорости погружения глубинных бомб, что позволяло повысить эффективность применения этого оружия. При этом первая отечественная бомба с повышенной скоростью погружения появилась только в 1950 году. Боеприпас БПС представлял собой разработку на основе зарубежных наработок, изученных в ходе эксплуатации зарубежных бомб, поставлявшихся по ленд-лизу.

Бомба БПС имела корпус обтекаемой каплевидной формы и хвостовое оперение. При этом общие габариты боеприпаса были примерно такими же, как у бомбы ББ-1. Для удобства использования на головной части и на оперении бомбы имелись кольца, при помощи которых она могла стоять на ровной поверхности или катиться по рельсам сбрасывателя. При общем весе 138 кг бомба БПС несла 96 кг взрывчатого вещества. Использование корпуса обтекаемой формы позволило довести скорость погружения до 4-4,2 м/с. Изначально бомбы БПС оснащались взрывателем К-3. После 1953 года их стали комплектовать более новым К-3М.

Вскоре после появления бомбы БПС было предложено использовать ее не только вместе с рельсовыми сбрасывателями, но и с бомбометом БМБ-2. Как и в случае с бомбой ББ-1, при применении бомбы БПС бомбомет этой модели мог атаковать цель на дистанции 40, 80 и 110 м. Следует отметить, использование бомбы с большей скоростью погружения почти не сказалось на боевых возможностях системы. В начале пятидесятых годов ни у кого не оставалось сомнений в том, что будущее за противолодочными бомбометами, способными стрелять залпом.

РГБ-25

С 1957 года на кораблях советского ВМФ начали устанавливаться новейшие бомбометы РБУ-2500 «Смерч», созданные с учетом опыта эксплуатации предыдущих систем этого класса. Для повышения характеристик системы была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-25. Как и ранее, подлодки противника предлагалось атаковать с помощью неуправляемых реактивных снарядов, способных погружаться на определенную глубину.

Бомба РГБ-25 в экспозиции Центрального морского музея (г. Гданьск, Польша)

Бомба РГБ-25 по своей конструкции напоминала предыдущие реактивные боеприпасы для противолодочных бомбометов. Головная часть диаметром 212 мм вмещала в себя взрыватель и 25,8 кг взрывчатого вещества. Общая длина бомбы – 1,34 м, общий вес – 85 кг. Твердотопливный ракетный двигатель позволял бомбе РГБ-25 лететь на дальность от 550 до 2500 м. Дальность стрельбы задавалась изменением угла возвышения направляющих бомбомета. Обтекаемая форма корпуса бомбы в сочетании с вертикальной скоростью в момент попадания в воду позволила добиться сравнительно высокой скорости погружения – до 11 м/с. Мощность боевой части позволяла поражать цели в радиусе 5 м.

В момент принятия на вооружение реактивная глубинная бомба РГБ-25 оснащалась ударно-дистанционным взрывателем УДВ-25, который позволял производить подрыв боевой части на глубинах от 10 до 320 м или при касании подлодки противника. В 1960 году появился бесконтактный акустический взрыватель ВБ-1М, который устанавливался на бомбу вместе со старым УДВ-25 в его корпусе. Взрыватель ВБ-1М позволял бомбе реагировать на цель, находящуюся на расстоянии до 6 м. Кроме того, акустический взрыватель обеспечивает одновременный подрыв нескольких бомб залпа. При срабатывании ударного взрывателя одной из бомб подрываются все боеприпасы, находящиеся в радиусе 90-100 метров. Использование акустического взрывателя в сочетании с ударным и гидростатическим повышало вероятность поражения вражеской субмарины залпом из 16 глубинных бомб.

РГБ-60

Дальнейшим развитием отечественных реактивных бомбометов стала система РБУ-6000 «Смерч-2», разрабатывавшаяся с учетом максимальной автоматизации заряжания и стрельбы. Специально для нового 12-ствольного бомбомета, появившегося в начале шестидесятых годов, была разработана реактивная глубинная бомба РГБ-60.

Бомба РГБ-60 являлась очередной модернизацией предыдущих боеприпасов семейства и имела минимум внешних отличий. Боеприпас диаметром 212 мм имела длину 1830 мм и вес 119 кг. Заряд взрывчатого вещества – 23,5 кг. Бомба обтекаемой формы, разогнавшись в полете, погружалась со скоростью более 11 м/с. Эффективный радиус взрыва не превышал 5-6 м. РГБ-60 имела один из самых мощных метательных зарядов, благодаря чему могла использоваться для атаки целей на дальностях от 300 до 5800 м.

Схема бомбы РГБ-60

Глубинная бомба РГБ-60 изначально использовалась с ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, позволявшим производить подрыв боеприпаса на глубинах до 450 м. С целью повышения автоматизации процесса подготовки к стрельбе взрыватель получил специальный пятиконтактный разъем, при помощи которого производилась его первоначальная установка. При досылании бомбы в ствол-направляющую бомбомета головной разъем взрывателя подключался к разъему пусковой установки. Перед выстрелом происходило отключение.

С 1966 года бомбы РГБ-60 стали комплектоваться акустическим взрывателем ВБ-2. Как и в случае с взрывателем ВБ-1М, изделие ВБ-2 монтировалось в корпусе основного ударно-дистанционного взрывателя. ВБ-2 может «услышать» цель на дальности до 6 метров. Кроме того, подрыв одной из бомб залпа активирует акустические взрыватели других бомб, находящихся на расстоянии до 100 м.

РГБ-10

Параллельно с бомбометом РБУ-6000 разрабатывалась аналогичная система РБУ-1000 «Смерч-3», рассчитанная для использования других боеприпасов. В качестве средства уничтожения вражеских подлодок этого комплекса была создана реактивная глубинная бомба РГБ-10. Система РБУ-1000 имела только шесть стволов, но разницу в количестве бомб в залпе предполагалось компенсировать могуществом боеприпасов.

Бомбомет РБУ-1000 на БПК "Керчь". Фото flot.sevastopol.info

Бомба РГБ-10 была крупнее и тяжелее РГБ-60. Она имела калибр 305 мм и длину 1,7 м. Внешне бомба была такой же: цилиндрическая головная часть с обтекателем и сравнительно тонкая хвостовая труба с кольцевым стабилизатором. Общий вес бомбы составлял 196 кг при 80 кг взрывчатого вещества боевой части. Столь мощный заряд позволил довести радиус уничтожения цели до 8-10 м. Мощность метательного заряда позволила запускать бомбу РГБ-10 на дистанцию не более 1000 м. Скорость погружения составляла 11-12 м/с.

Бомбы РГБ-60 и РГБ-10 имели одинаковый взрыватель – ударно-дистанционный УДВ-60. По некоторым данным, с середины шестидесятых РГБ-10 оснащались комбинированным взрывателем на основе УДВ-60 и акустического ВБ-2. Использование таких систем позволяет бомбе РГБ-10 взрываться при контакте с целью, на небольшом расстоянии от нее или на заданной глубине.

Развитие отечественных глубинных бомб продолжалось в течение нескольких десятилетий и привело к значительному повышению их эффективности. Тем не менее, рассмотренные нами противолодочные боеприпасы основывались на сравнительно небольшом числе идей. Первые отечественные глубинные бомбы представляли собой бочку с зарядом взрывчатого вещества, предназначенную для сброса за борт или за корму корабля (катера) при помощи сбрасывателей различных типов. Затем появилась идея отправлять бомбу на некоторое расстояние от корабля при помощи бомбомета, и дальнейшее развитие подобного оружия пошло именно по этому пути. В конце сороковых идея бомбомета стала развиваться в двух направлениях: одно из них подразумевало использование активных систем, выстреливающих бомбу, другое – реактивных, использующих твердотопливные ракетные двигатели.

Уже в конце пятидесятых годов стало понятно, что наибольшие перспективы имеют реактивные системы, вследствие чего все современные бомбометы кораблей построены именно на этом принципе. Шточные и бесшточные ствольные бомбометы, равно как и сбрасываемые за борт глубинные бомбы, постепенно вышли из эксплуатации.

К настоящему времени даже реактивные бомбометы постепенно приблизились к максимально возможным характеристикам. Несмотря на появление новых систем обнаружения и уничтожения подлодок, дальность стрельбы реактивными глубинными бомбами не превышает нескольких километров. Эффективность такой стрельбы тоже оставляет желать лучшего: даже у самых новых противолодочных бомбометов вероятность поражения цели залпом бомб не превышает нескольких десятков процентов.

Поэтому совсем не удивительно, что в последние десятилетия военно-морской флот предпочитает заказывать промышленности не реактивные бомбометы, а более современные противолодочные ракетные комплексы. Вероятно, пока рано говорить, что время глубинных бомб прошло. Тем не менее, они уже не представляют собой серьезное и эффективное оружие, способное оказать большое влияние на ход войны на море.

По материалам сайтов:
http://flot.sevastopol.info/
http://wunderwafe.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://sovnavy-ww2.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://zonwar.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001