Русский модерн. Особняк Дерожинской-Зиминой

Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни, зданий посольств, расположенных в исторических особняках. Особняк А. И. Дерожинской — жилой дом в стиле модерн, построен в 1901—1904 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля. Экскурсия состоялась в 2014 году.

Экскурсии в другие посольства:

Все творения архитектора Франца Адольфа (Федора) Шехтеля всегда отличаются собственным стилем, но особняк Дерожинской-Зиминой в Штатном (Кропоткинском) переулке выделяется даже среди лучших образцов московского модерна. У хозяйки дома было три замужества, из-за чего возникает некоторая путаница в названиях, но чаще всего его именуют особняком Дерожинской

Юная Сашенька Бутикова, дочь текстильного миллионера, в шестнадцать лет была выдана замуж за Павла Рябушинского, выходца из не менее богатой семьи. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата. Хотя брат успел растратиться и запустить дела на фабрике и в магазинах, Александра Ивановна, обладавшая деловой хваткой, быстро привела все в порядок и стала одной из богатейших московских предпринимательниц. Она тут же развелась с нелюбимым мужем и по сердечному влечению вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. У молодого мужа не было ничего, кроме заложенного имения где-то под Воронежем, но он вышел в отставку и вскоре занял высокий пост в мануфактурном товариществе своей супруги. Для строительства семейного гнездышка Дерожинская обратилась к модному архитектору Францу Шехтелю. Он строил дом для ее бывших родственников Рябушинских, и Александра Ивановна хорошо знала его талант и деловые качества. В 1901 году она купила под снос старую дворянскую усадьбу в элитной части Москвы, в тихом переулке между Остоженкой и Пречистенкой. К 1903 году новый дом был готов.

Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично. И все представляло большую художественную ценность. В 2009 году, когда Австралийское посольство, использовавшее особняк около пятидесяти лет, освободило его, двери архитектурного памятника ненадолго открыли для экскурсантов. Тогда были сделаны фотографии, по которым любители модерна ныне оценивают интерьеры особняка. Но дом лучше рассматривать тогда, когда он обитаем, когда на полках библиотеки стоят книги, на каминных полках - вазы с цветами, а на полу лежат ковры. Такие снимки можно найти на сайте Управления дипломатическим корпусом при МИД РФ (www/updk.ru). А еще лучше добыть старые снимки, времен Дерожинской.

Второй брак Дерожинской тоже продлился не так долго. В 1910 году она рассталась с мужем, оставив его, впрочем, на посту в своей фирме, и снова вышла замуж за Ивана Зимина, старообрядца и богатого текстильного магната... Просвещенная семья Зиминых славилась меценатством, Иван Зимин был основным акционером частного театра - оперы Зимина, которую основал его брат. Но Александра Ивановна благотворительностью не увлекалась, денег на искусство не жертвовала и даже ухитрилась до смерти обидеть художника Борисова-Мусатова. Он выполнил по ее заказу эскизы панно для гостиной особняка и сам был очень доволен своей работой. Но Дерожинская-Зимина оценила эскизы невысоко и, чтобы художник ее не донимал, предложила столь мизерный гонорар за труды, что Борисову-Мусатову оставалось лишь гордо удалиться.

Судьба хозяйки дома после 1917 года неизвестна. Мало ли людей пропадало без вести на просторах объятой революцией России? В особняк, построенный Шехтелем, в 1918 году вселился Наркомпросс под руководством Н.К. Крупской, потом дом поменял еще несколько владельцев - советские организации, диппредставительства... Но многие детали, несущие печать таланта Шехтеля, все же уцелели. К нашему счастью.

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор и заказчица познакомились, когда купец Бутиков выдал свою 16-летнюю дочь замуж за старообрядца и финансиста Павла Рябушинского. Его брат, Степан Рябушинский, дружил с Федором Шехтелем. Это предопределило увлечение Александры Дерожинской стилем модерн. Не помешал этому и последовавший в 1900 году развод четы Рябушинских.

Уже в следующем году Александра вышла замуж за небогатого офицера Владимира Дерожинского. К тому времени она сама уже получила по наследству приличное состояние, поэтому задумалась о создании уютного «семейного гнездышка». Тогда Дерожинская заказала Шехтелю строительство нового дома на участке, где стояли владения мемуаристки Елизаветы Яньковой. При этом проект появился еще в 1886 году, когда у предпринимательницы и Павла Рябушинского родился сын.

Дом Дерожинской построили очень быстро - за год.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

При этом одновременно с ним Шехтель работал над особняком Рябушинского на Малой Никитской. А вот хозяйственный корпус с флигелем, конюшней на 12 стойл и каретным сараем завершили намного позже.

Вообще в доме Дерожинской 2 этажа и подвал. На первом были приемные помещения и комнаты семьи, на втором - кухня, комнаты детей и их гувернанток. В подвале разместили хозяйственные помещения, комнаты прислуги, бильярдную. А еще в особняке Дерожинской впервые появились многие технологические новинки: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество и телефон.

С улицы здание кажется небольшим, но внутри все огромно: окно на всю стену, винтовая лестница от пола до крыши, главный холл с высокими стенами, самый большой в Москве камин. А сюжет его декора (мужчина слева и повернутая спиной женщина справа) отразил семейную драму владелицы.

Шехтель продумал все до мелочей: мебель, обстановку и даже дверные ручки. Например, внутренняя ручка парадного подъезда - складывающийся из двух половин паук.

Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?

Поэтому голые стены парадного холла кажутся странными. По задумке архитектора их должны были украсить четыре фресковые панно из цикла «Времена года» работы Виктора Борисова-Мусатова. Но то ли заказчице не понравились эскизы, то ли сыграла роль жадность, но Дерожинская предложила художнику столь низкую цену, что тот отказался от работы. А вскоре он умер.

Самой Дерожинской этот дом не принес счастья: ее второй брак распался в 1910 году. Потому она вышла замуж в третий раз - за Ивана Зимина. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, а затем эмигрировала в Италию. Дальнейшая их судьба неизвестна.

После революции в доме Дерожинской располагался Наркомпрос. Потом здесь было общежитие делегатов Коминтерна, а ему на смену пришла череда посольств. В 1959 году особняк перешел посольству Австралии.

В 2009-2013 годах здание отреставрировали, и в этот раз стены дома Дерожинской все-таки украсили фрески по эскизам Борисова-Мусатова.

А вы бы хотели дополнить рассказ о доме Дерожинской?

Роскошный дом* в стиле модерн, названный по имени хозяйки "особняком Дерожинской", расположен в глубине двора, за изящной металлической оградой. Фасаду особняка придает сдержанную элегантность сочетание поливной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно, над которым на кровле установлены две небольшие круглые башни. Терраса парадного входа украшена женским маскароном с причудливо рассыпанными длинными волосами.

Землю в Штатном переулке (такое название переулок носил до 1921 г.) в 1901 г. выкупила Александра Ивановна Дерожинская, дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Наследница богатейшего купеческого состояния, А.И. Дерожинская решила возвести для себя и своего второго супруга особняк. В качестве архитектора был приглашен знаменитый на всю Москву Ф.О. Шехтель, с которым, вероятно, она была знакома еще в период своего первого замужества за промышленником и старообрядцем П.П.Рябушинским - тогда Шехтель работал по его заказам.

Дом был спроектирован и построен при участии помощника Шехтеля А.А. Галецкого в 1901-1903 гг. и отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь. Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. Геометрические орнаменты "дублировались" Шехтелем в деталях всего дома.

Особый интерес представляет внутреннее оформление особняка. Первый этаж, предназначенный для светской жизни семейства, состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О. Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла – мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, "удерживающие" тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема "леса": хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете – огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников.

После революции особняк занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 г. различные дипломатические миссии. С 1959 г. в особняке Дерожинской размещается посольство Австралии.

В 2009 году началась реставрация особняка с оградой: на это время посольство Австралии выехало из зданий. В главном доме были проведены работы по укреплению фундамента. Во всех строениях деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия заменили монолитными железобетонными с нанесением антикоррозийного и огнезащитного покрытия. Воссоздали штукатурный слой с применением современных "дышащих" штукатурок. Уникальной особенностью реставрации особняка стало воплощение замысла Шехтеля - украшение интерьеров рисунками Борисова-Мусатова. Оригиналы эскизов обнаружились в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью цифровых технологий рисунки перевели на структурированные обои. Были раскрыты и реставрированы росписи стен и потолков в столовой и главном холле (по фотографиям, хранящимся в Музее архитектуры им. А. В. Щусева). Особняк стал выглядеть именно таким, каким его хотел видеть гений российского модерна.

Здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. После завершения реставрационных работ здание возвратилось в распоряжение австралийской дипломатической миссии.

Особняк в 2013 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях: "За лучший проект реставрации/приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

*Виртуальный тур по особняку предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Особняк Дерожинской в стиле модерн по адресу Кропоткинский переулок, 13 был построен в период с 1901 по 1904 годы для Александры Ивановны Дерожинской. Проект был выполнен архитектором с участием Александра Антоновича Галецкого.

Как и предыдущее здание, построенное Шехтелем для Зинаиды Морозовой на улице , строение расположено на участке свободно и несколько отступает от красной лини Кропоткинского переулка.

Пространственно-планировочной доминантой особняка Дерожинской служит впечатляющих размеров двухсветный холл, который четко проступает со стороны фасадной части здания в виде выделяющегося центрального объема, который оформлен мощным аттиком и крупным арочным оконным проемом с рамой, разделенной по горизонтали и вертикали четырьмя импостами.

По мнению некоторых специалистов, композиционная целостность центральной части здания несколько нарушена устроенными раздробленными объемами и декором из мелких лепных деталей правой стороны особняка. Правда, архитектору удалось нивелировать этот недостаток с помощью выстроенной орнаментальной ограды, которая визуально как бы объединяет все объемы особняка.

Отдельно стоит остановиться на интерьерах, представляющих, со слов искусствоведов, большую художественную ценность.

Внутреннее пространство особняка в Кропоткинском переулке, 13 выполнено на игре контрастов между камерным масштабом предметов мебели и элементами декора, выполненных в духе некоторой монументальности. Это позволило придать объему иллюзию пульсации при перемещении из одного пространства в другое.

Стоит отметить, что Федор Осипович Шехтель мастерски прорисовал все детали интерьеров, исполнив специально для особняка Дерожинской эскизы светильников и даже рисунки текстиля.

История дома Дерожинской

До возведения особняка в стиле модерн на этом месте стоял деревянный усадебный дом, история которого была связана с именами поэта Гавриила Романовича Державина, который останавливался здесь в 1788-1789 годах во время приездов в Москву, и мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, владевшей домом с 1828 года.

Владелица вновь построенного здания - Александра Дерожинская - приходилась дочерью фабриканту и купцу Ивану Бутикову, ставшая, со временем, женой И.И. Зимина - владельца текстильного производства.

В 1921 году в помещениях разместили для проживания делегатов III конгресса Коммунистического интернационала, а далее сюда перевели издательский отдел ведомства Главполитпросвета, в котором тогда трудился писатель Александр Константинович Воронский.

В конце 20-х годов прошлого столетия в бывший особняк Дерожинской въехала дипломатическая миссия Китая, но, начиная с 1930-х годов, здесь поочередно размещались представительства уже союзных республик: Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. С 1959 года здание занимала дипмиссия Австралии.

Особняк Дерожинской в стиле модерн по адресу Кропоткинский переулок, 13 был построен в период с 1901 по 1904 годы для Александры Ивановны Дерожинской. Проект был выполнен архитектором Федором Осиповичем Шехтелем с участием Александра Антоновича Галецкого.

Как и предыдущее здание, построенное Шехтелем для Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка, 17 , строение расположено на участке свободно и несколько отступает от красной лини Кропоткинского переулка.

Пространственно-планировочной доминантой особняка Дерожинской служит впечатляющих размеров двухсветный холл, который четко проступает со стороны фасадной части здания в виде выделяющегося центрального объема, который оформлен мощным аттиком и крупным арочным оконным проемом с рамой, разделенной по горизонтали и вертикали четырьмя импостами.

По мнению некоторых специалистов, композиционная целостность центральной части здания несколько нарушена устроенными раздробленными объемами и декором из мелких лепных деталей правой стороны особняка. Правда, архитектору удалось нивелировать этот недостаток с помощью выстроенной орнаментальной ограды, которая визуально как бы объединяет все объемы особняка.

Отдельно стоит остановиться на интерьерах, представляющих, со слов искусствоведов, большую художественную ценность.

Внутреннее пространство особняка в Кропоткинском переулке, 13 выполнено на игре контрастов между камерным масштабом предметов мебели и элементами декора, выполненных в духе некоторой монументальности. Это позволило придать объему иллюзию пульсации при перемещении из одного пространства в другое.

Стоит отметить, что Федор Осипович Шехтель мастерски прорисовал все детали интерьеров, исполнив специально для особняка Дерожинской эскизы светильников и даже рисунки текстиля.

История дома Дерожинской

До возведения особняка в стиле модерн на этом месте стоял деревянный усадебный дом, история которого была связана с именами поэта Гавриила Романовича Державина, который останавливался здесь в 1788-1789 годах во время приездов в Москву, и мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, владевшей домом с 1828 года.

Владелица вновь построенного здания - Александра Дерожинская - приходилась дочерью фабриканту и купцу Ивану Бутикову, ставшая, со временем, женой И.И. Зимина - владельца текстильного производства.

В 1921 году в помещениях разместили для проживания делегатов III конгресса Коммунистического интернационала, а далее сюда перевели издательский отдел ведомства Главполитпросвета, в котором тогда трудился писатель Александр Константинович Воронский.

В конце 20-х годов прошлого столетия в бывший особняк Дерожинской въехала дипломатическая миссия Китая, но, начиная с 1930-х годов, здесь поочередно размещались представительства уже союзных республик: Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. С 1959 года здание занимала дипмиссия Австралии.

В период с 2009 по 2013 годы особняк отреставрировали. В ходе работ были восстановлены в части помещений мозаичные полы, а также потолочные росписи. Не обошлось и без новодела, который представлен фресками, выполненными по эскизам художника конца XIX века Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

В настоящее время особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 занимает посол Австралии. Само здание внесено в список «объектов культурного наследия федерального значения».